— Фермеров не заставишь выращивать что–либо из–под палки. Делают то, что выгоднее. А с пшеницей хлопот меньше: легче вырастить, проще продать. Ударила по посевам ржи и минувшая осень, когда надо было сеять, — с постоянными дождями, распутицей. Крестьяне не досчитались урожая…
И все же в прошлые годы, по словам собеседника, ржи хватало для местных хлебопекарен. Кое–что фермеры умудрялись продавать и балтийским соседям. В этом году хлебопекам и мукомольням самим придется искать, где покупать ржаную муку. В частности, местный сорт Kaupo, из которого, по словам специалистов, выпекают лучший ржаной хлеб.
Заграница нам поможет?
Владелец известной хлебопекарни Нормунд Скаугис считает, что в случае с Kaupo есть два варианта: либо мукомольни будут искать ее за границей, либо пекарням придется досыпать в муку гибриды.
Вопрос лишь в том, согласятся ли соседи, у которых тоже был неурожайный год, продавать свои лучшие сорта?
Если же говорить о Kaupo, то проблема не появилась неожиданно. И в хорошие годы этого сорта было все меньше, потому что многие фермеры переходили на урожайные польские сорта.
Бургеры вместо хлеба
А вот что рассказывает руководитель хлебобулочного предприятия в Лудзе, человек, который в свое время был заместителем министра хлебопродуктов советской Латвии Евгений Лукашенок:
— Потребление ржаного хлеба сегодня сократилось. Если бы среди школьников провели опрос, что такое ржаной хлеб, многие, уверен, не сумели бы ответить. На смену хлебу пришли бургеры и прочие заготовки с усилителями вкуса, многие из которых везут сюда самолетами и денно и нощно рекламируют…
Справедливости ради, в советское время ржаной хлеб шел не только на стол, часть — на корм свиньям. Не случайно, по словам собеседника, средняя норма потребления хлеба в провинции была втрое выше, чем в Риге. Комбикормов для личного хозяйства купить было нельзя, поэтому селяне выходили из положения как умели. А хлеб стоил тогда гроши. Кстати, вот вам и объяснение, почему вкус той свинины разительно отличался от нынешней.
Еще часть зерна — непродовольственного — шла тогда на производство спирта.
Откуда рекордные урожаи?
Коснулись мы в разговоре и качества хлеба.
— Качество хлеба начинается с качества зерна, — продолжает г–н Лукашенок. — А зерно тогда было значительно чище. Как вы думаете, чем объяснить то, что в моей родной Латгалии с гектара собирают 10 тонн зерна — в пять раз больше, чем в советское время? Новыми технологиями? Только не надо мне рассказывать сказки! В первую очередь — за счет безудержного применения минеральных удобрений и пестицидов. Я раньше говорил и сейчас повторю: загадим землю, а что оставим детям и внукам?
Не верит собеседник и в то, что где–то выращивают экологически чистое зерно, в частности — рожь.
— Все эти надписи об экологически чистом или биологическом хлебе — маркетинговый трюк, повод для накрутки цены. Не поверю, что где–то выращивают экологически чистое зерно. Пусть производители покажут поля, где она растет, и мельницы, где ее размалывают. Ржаную муку в Латвии получают на трех крупных мукомольнях — в Риге, Добеле и Елгаве. Но там перерабатывают большие партии — минимум 100 тонн зерна в час. Однако такое количество не вырастить на поле без минеральных удобрений и пестицидов…
И ООН не помощник
Впрочем, по словам собеседника, и в Латвии есть несколько небольших мукомолен, где получают муку в небольших количествах. Но он не слышал, чтобы хлебопекарни там брали муку.
— Такой хлеб, выращенный на настоящем экологически чистом зерне, без химии, стоил бы очень дорого. Потому что урожайность зерновых на таком поле была бы в разы ниже, площади меньше. Кто из фермеров будет работать себе в убыток? В ООН когда–то обсуждалась программа выращивания экологически чистого зерна. Пытались это делать в Австралии, где земли много. Так там, чтобы вырастить чистое зерно, учитывали разные параметры, в том числе скорость ветра. Мне хотят сказать, что у нас те, кто уверяет, что выращивает экологическое зерно, это учитывают?
Что касается нынешних проблем с рожью, то они, по словам хлебопека, решаемы:
— Мы, к примеру, будем закупать муку в Литве. Проблем с сырьем нет. Вопрос только в цене. Возможно, она будет выше…
Кому верить
Поинтересовались мы и у представителя LLKC Оскара Балодиса: есть ли в Латвии экологическая рожь?
— Да, такие хозяйства есть и в Видземе, и в Латгалии. У них имеются специальные сертификаты, запрещающие использование минеральных удобрений и пестицидов. А контролируют выполнение нормативов государственные органы надзора…
Экологическую пшеницу вырастить сложнее, чем рожь, но и подобные хозяйства, по уверению г–на Балодиса, в стране есть. Этой весной он сам побывал в одном из них — в Видземе.
Скептики скажут, что на бумажке или сертификате можно написать все что угодно. Однако и руководители экологической ассоциации уверили, что их хозяйства проверяют особенно тщательно. Да и бдительные соседи, работающие обычными методами, не дремлют: увидят, что что–то нечисто, — быстро вызовут чиновников. А за нарушение придется возвращать немалые деньги, полученные от ЕС в виде субсидий…
Выкручивайтесь сами!
Между тем Министерство земледелия обратилось в Еврокомиссию с просьбой объявить сорт ржаной муки Kaupo национальным наследием Латвии с соответствующими денежными вливаниями. Еврокомиссия отказала.
Теперь к решению "ржаного вопроса" подключилась одна из крупнейших мукомолен страны — RIgas dzirnavnieks. Там объявили о совместной программе с фермерами по выращиванию различных сортов ржи. Мукомольня гарантирует ее закупку по рыночной цене. Взамен предприятие требует от фермеров, чтобы рожь выращивали "под наблюдением мельника, допуская только однократное применение регуляторов роста".
Любопытно, да? Это ж сколько раз сейчас применяют регуляторы роста при выращивании ржи, если мукомольня допускает только однократное?
Согласятся ли земниеки на предложение? Пока известно лишь, что в этом году под рожь планируется отвести 18 тысяч гектаров, тогда как под озимую пшеницу — более 200 тысяч. И неизвестно, что будет на выходе.
— Ясно только одно: посевы под рожь будут и дальше уменьшатся. Рынок есть рынок, и от этого никуда не деться, — констатирует г–н Балодис.
Что ж, с хорошим ржаным хлебом в будущем в Латвии могут быть проблемы. Уже в этом году некоторые специалисты предсказывают его подорожание…
Илья ДИМЕНШТЕЙН