Сам Моралес, испуганно держащий в руках флаг Мексики, мало похож на гордого индейца, хлопнувшего дверью.
Для страны, за двести лет независимости которой произошло порядка двухсот переворотов, произошедшие события выглядят вполне тривиальными, так что население быстро возвращается к привычной жизни. Ничего необычного, все как всегда.
Четыре высших руководителя страны (вице-президент и оба руководителя палат парламента) ушли в отставку, не желая принимать на себя обязанности сбежавшего Мооралеса. В итоге временным президентом стала второй вице-спикер парламента, которая и будет отвечать за переходный период и организацию новых выборов. Тянуть с процессом не станут. Единственный организационный момент - нужно заново назначить состав местного ЦИК, так как предыдущий практически в полном составе арестован по обвинению в фальсификации победы Моралеса.
По всей видимости, решено всех собак спустить именно на ЦИК, объявив их ответственными за кризис. Члены ЦИК пытаются объясниться, говоря, что они не виноваты, им приказали, но этот номер вряд ли пройдет. Есть прецедент, когда оправдания: "Я солдат, я лишь выполнял приказ" перестают работать - Нюрнбергский трибунал в свое время проигнорировал эту формулу, признав генералов Гитлера виновными наравне с нацистской верхушкой.
По всей видимости, масштабных репрессий в Боливии не будет, ограничатся очень небольшим кругом лиц. Впрочем, Моралес, который не стал усложнять жизнь ни себе, ни окружающим, во многом поспособствовал тому, что переворот произошел достаточно быстро и почти бескровно.
Пропаганда, правда, начала клепать фейки, публикуя жуткие кадры расстрела мирных демонстрантов с военного вертолета, но быстро выяснилось, что эти кадры вообще не из Боливии, не этого года, и вертолет расстреливает совсем не мирных протестующих. Левая пресса стенает о зловредных США, которые уничтожили рабочую демократию еще в одной стране, но говоря откровенно, это чистой воды чушь.
Вся Латинская Америка сейчас пребывает в крайне турбулентном положении, разваливаются режимы любой направленности - и левые, и правые, В каждой стране кризис имеет индивидуальный оттенок, но в целом речь идет о проблемах всего региона. Фактически перед нами Латиноамериканская Весна, но в силу того, что латиноамериканцы не затягивают притиворечия до их полной неразрешимости, кризисы протекают быстро и гораздо менее кроваво, чем в арабских странах, где Арабская Весна в целом имеет ту же базовую причину - региональные противоречия, которые не могут быть разрешены действующими режимами.
Для России произошедшее в Боливии выглядит крайне неприятной неожиданностью - как говорится, ничто не предвещало. Трудно сказать, какая судьба ждет все прежние договоренности и инвестиции. Начинают разгонять тему, что Боливия - чуть ли не важнейший источник литиевых руд, а потому мировые корпорации спят и видят, как бы захватить маленькую гордую страну, но логика, прямо скажем, хромает - Афганистан, к примеру, обладает запасами лития на пару триллионов долларов, но мировой империализм не чает как уйти оттуда. Войны за сырье давно ушли в прошлое, и примитивные объяснения не объясняют ничего. Впрочем, невзыскательные аудитории такой "аналитики" вполне воспринимают эту чушь.
Естественно, что бегство Моралеса и конец индейского социализма мало что изменит в общей ситуации в Боливии. Она была и остается одной из самых бедных стран континента. Каких-то перспектив у нее нет, а учитывая преобладающее индейское население, и быть не может. Поэтому новые власти будут барахтаться в том же перечне проблем без каких-либо надежд из них выбраться.
Анатолий Несмиян.