«Исторически и географически Валка и Валга – один город, он был разделен в 1920 году. Многие валчане работают в Валге, и в последние годы многие там же и декларируются, хотя фактически продолжают жить в Валке. Если пару лет назад в Валге зарегистрировалось 1019 латвийцев, то теперь уже 1384», - говорит журналист Видземского телевидения Санта Баумане.
Жительница латвийской части города Лайла Озолиня поясняет: минимальная зарплата в Эстонии почти вдвое выше латвийской, а цены сравнимые, к тому же в Эстонии трудящимся положено медстрахование.
«Поэтому я понимаю и те семьи, которые декларируются в Валге – взять, к примеру, элементарно хоть детское пособие. В Латвии за одного ребенка государство платит 11 евро, а в Эстонии это уже сотни», - отметила Озолиня.
На «переехавших в Эстонию» местных жителях Валкская краевая дума теряет ежегодно в виде налогов сотни тысяч евро. Сокращаются не просто налоговые поступления в бюджет, но и субсидии из латвийского муниципального фонда выравнивания.
Администрации Валги и Валки в поисках приемлемого решения сотрудничают уже не первый год. Одним из вариантов руководители самоуправлений считают выделение из латвийской казны особой целевой дотации Валке – такой же, какую получали в свое время некоторые крупные города.
Председатель Валкской краевой думы Вент Арманд Крауклис указал, что в латвийской части города экономика была слабая и почти не развивалась годами. Но тут появилась другая крайность:
«Наконец у нас – полный город, наконец у нас – дефицит квартир, в связи с чем давление на инфраструктуру намного больше. Мы не получаем деньги на городскую среду. Таких денег и впредь не будет, так что субсидия – это единственное решение, чтобы мы хоть немного были в такой же ситуации, как другие города такого размера», - сказал Крауклис.
Одним декларированием места жительства проблема не ограничивается: как уже сообщалось, жители многих приграничных краев — Апе, Алуксне, Валки — работают в Эстонии, в том числе из-за социальных гарантий.
В свою очередь, местным латвийским предприятиям непросто найти себе сотрудников, особенно сезонных рабочих. Сами же эстонцы в поисках лучшей доли отправляются в Финляндию — и освободившиеся рабочие места занимают латвийцы.