Это было первое решение Суда по экономическим делам (который начал свою работу 31 марта прошлого года) по делу о взяточничестве, т.е. уголовному преступлению, предусмотренному статьёй 320 Уголовного кодекса.
Договорились о взятке в 400 евро
17 августа 2019 года инспекторы дорожной полиции Синковец и Игаунис на трафарированной служебной машине патрулировали улицы Резекне. Старшим был Синковец.
Внимание стражей правопорядка привлёк автомобиль Opel Astra Caravan, двигавшийся в сторону магазина. Проверив его номера, полицейские поняли, что у машины кончился техосмотр. Игаунис сообщил об этом старшему, а тот ответил, что знает адрес владельца машины.
Полицейские решили остановить водителя Opel, но договорились отключить фиксирующие их действия технические приспособления. Выяснилось, что водитель машины пьян. Результат – 1,65 промилле. Полицейские между собой договорились о том, что потребуют с водителя взятку в размере 400 евро перед вторым замером и составлением протокола. За деньгами договорились заехать к водителю домой в тот же день после 12.
Бежали от проверки
Когда взяточники прибыли за своими деньгами, то владельца машины дома не обнаружили, приехали чуть позже и опять его не застали. Тогда они выяснили телефон водителя Opel. Игаунис позвонил и спросил, когда тот отдаст им деньги. В 14.28 водитель отправил Игаунису смс и сообщил, где находится. Через семь минут оба взяточника прибыли в ту точку и Игаунис взял у водителя деньги – 400 британских фунтов (438,24 евро).
Но уже через пару минут к младшему инспектору подошёл чиновник полиции рангом повыше со служебной проверкой. Он потребовал машину заглушить, но Игаунис и Синковец решили не делать этого и сбежать. Синковец вел служебную машину по городу со скоростью 137 км/ч, а Игаунис в это время выбрасывал из окна деньги.
Штраф и конфискация имущества
Побег не помог Синковцу и Игаунису уйти от ответственности. В тот же день их задержали. Беглецы договорились с прокурором и признали свою вину. Это позволило Суду по экономическим делам рассматривать дело в письменном виде. Синковец и Игаунис были приговорены к трем годам лишения свободы условно, с испытательным сроком в три года и шесть месяцев. Оба были лишены права занимать должности в государственной полиции в течение двух лет и шести месяцев.
Были конфискованы их мобильные телефоны, которые использовались во время преступления. А также имущество – у Синковца 995,35 евро с банковского счета, а Игаунис потерял половину стоимости принадлежащего ему участка земли в Веремском крае. Решение вступило в силу.
Опять тот же Opel
В этом месте можно было бы поставить точку, если бы не еще одно дело, которое рассматривал суд по Экономическим делам. Оказалось, что у водителя Opel Astra Caravan Евгения, который проходил по этому делу свидетелем, в августе 2019 года полицейские из Резекне требовали взятки дважды за две недели.
Первый случай был 4 августа, на следующий день после праздника города. Полиция остановила Евгения и проверила на алкоголь. Стражи правопорядка обнаружили у водителя 0,57 промилле алкоголя и задали вопрос – «Что делать будем?». Евгений спросил: «Какие варианты?». И получил ответ – 200 евро. У Евгения таких денег с собой не было и они договорились, что подъедут к его дому в условленное время. Когда водитель Opel подъехал к своему дому, там уже стоял экипаж полиции, Евгений вынес полицейским деньги, завёрнутые в бумагу и отдал через открытое окно. Деньги взял полицейский, сидевший за рулем.
Боялся преследования
Когда 17 августа у Евгения опять потребовали взятку, он подумал, что Игаунис – один из двух полицейских, который взял у него предыдущие 200 евро. Решил, что если не остановит его, то у него так и будут вымогать деньги. Евгений сам когда-то работал в полиции, к тому же вместе с отцом Игауниса. Поэтому решил сообщить о том, что у него требуют взятку.
Евгений сообщил об обоих эпизодах взятки, но выяснилось, что в них участвовали разные полицейские.
Также выяснилось, что 4 августа, когда алкотестер полицейского обнаружил 0,56 промилле алкоголя в дыхании Евгения, страж правопорядка намеренно пренебрёг погрешностью прибора, так как это привело бы к показателю концентрации алкоголя ниже максимально допустимого предела (0,49 промилле).
Полицейский своей вины в том случае не признал, к тому же доказательств не было – только слово против слова.
Евгений рассказал суду, что с августа 2019 года полиция Резекне стала уделять ему повышенное внимание – неоднократно останавливали и устраивали проверки, например, проверяли протекторы шин. В прошлом месяце Евгений сообщил о своих подозрениях по поводу преследования прокурору Сандису Браслу, который является государственным обвинителем по этому делу. На слушаниях не было сообщено, отреагировал ли прокурор на эти слова свидетеля и как он отреагировал.