С предложением о принятии такого закона правительство Гонконга выступило ещё в феврале этого года. Формальной причиной послужило убийство 20-летней жительницы Гонконга во время её путешествия на Тайвань. Подозреваемым по делу проходит её друг, тоже из Гонконга. Однако власти Гонконга по формальным причинам не смогли выдвинуть обвинения. Тайвань запросил экстрадицию подозреваемого, но у Гонконга нет действующих процедур экстрадиции на Тайвань. Вот правительство Гонконга и предложило принять такой закон, чтобы можно было экстрадировать подозреваемых в совершении тяжких преступлений в другие части Китая.
Закон уже прошёл первое чтение.
Оппозиция в Гонконге восприняла законопроект в штыки. Её основной аргумент: подозреваемых надо будет выдавать в КНР, где система правоприменения непрозрачна, а решения, по мнению оппозиции, могут выноситься по политическим причинам. Часто вспоминают такие случаи, как десятилетний тюремный срок, который дали писателю в Китае за гомоэротический роман, похищение владельцев книжных магазинов, которые в Гонконге торговали книгами антикитайского содержания, и так далее.
Участники марша 9 июня (по некоторым оценкам, это был крупнейший марш в истории Гонконга) потребовали отказа от принятия закона "об экстрадиции в Китай". Любопытно, что их лозунгом стали иероглифы 返送中 (фань-сун-чжун). Их сочетание звучит одновременно как "против экстрадиции в Китай" и как "против дарения часов". Дело в том, что в Китае "дарить часы" – это зловещий знак скорой смерти.
Сторонники демократического движения уверены, что принятие закона равноценно символической "смерти" Гонконга, поскольку поставит крест на политических правах и свободах его жителей. Они опасаются, что КНР начнёт постоянно требовать выдавать им неугодных гонконгцев по политическим причинам.
Митинг в целом прошел мирно, особых эксцессов зафиксировано не было. Отдельные активисты ночью 9 июня попытались прорваться к зданию парламента, получили перцовым спреем в лицо, и на этом вроде бы всё спокойно и завершилось...
Но не тут-то было.
В китайских СМИ сам марш проигнорировали, но официальное англоязычное издание China Daily опубликовало статью, в которой утверждалось, что миллион гонконгцев подписались за петицию о принятии закона, который нужен для того, чтобы Гонконг не стал убежищем для преступников и злодеев. При этом в адрес оппозиции были выдвинуты обвинения в "политических игрищах" под иностранным влиянием.
Масла в огонь подлила глава Гонконга Кэрри Лэм, которая сказала, что марш 9 июня наглядно свидетельствует только о том, что демократические права гонконгцев не нарушаются. Она опровергла предположения, что закон принимается под давлением из Пекина. По её словам, закон нужен самому Гонконгу, поэтому процедура его принятия продолжится. Единственной своей ошибкой глава Гонконга сочла недостаточную разъяснительную работу с гонконгцами в отношении важности принимаемого закона.
Гонконгцы готовились активно противодействовать полиции.
После этого организаторы протестного марша, в первую очередь движение "Гражданский фронт за права человека", призвали к проведению всеобщей забастовки и позвали всех на повторный марш 12 июня, когда должно было состояться очередное заседание парламента.
12 июня полиция Гонконга использовала резиновые пули и слезоточивый газ в отношении демонстрантов, которые начали бросать пластиковые бутылки в полицию в знак протеста против законопроекта об экстрадиции, который позволил бы отправлять людей на материковый Китай для суда, сообщает Reuters.
Прежде, чем начались беспорядки, некоторые из протестующих, используя зонтики, атаковали полицию. Полиция предупредила их о намерении применить силу в ответ. Чтобы оттеснить протестующих, силы правопорядка использовали перцовые баллончики, слезоточивый газ и дубинки. Толпу охватила паника, люди пытались спастись от слезоточивого газа, выпущенного полицейскими.
По данным кабельного телевидения, в результате столкновений было ранено более 10 человек.
Демонстрация продолжалась свыше шести часов. По оценкам самих организаторов акции, число ее участников превысило один миллион человек. В свою очередь, правоохранители сообщили о 240 тысячах протестующих.