«Россия запретила экспорт зерна в государства Евразийского экономического союза — Армению, Казахстан и Кыргызстан. Запрещено также экспортировать сахар в третьи государства». А вот Латвия вывозит зерно в Нигерию, Саудовскую Аравию, Алжир, Марокко, Турцию.
”В настоящее время перед латвийскими фермерами стоит очень сложный выбор, что делать дальше. Тем, кто работает традиционными методами, придется притормозить, с начатым переходом на «зеленый курс». Конечно, в «зеленый курс» входят и вещи необходимые и само собой разумеющиеся – ни один уважающий себя фермер не станет опрыскивать растущую пшеницу или рапс, когда там жужжат пчелы.
Однако теперь, наверное, важнее будет, как вообще выращивать зерно, чтобы латышам было что есть и продавать в другие страны с высокой добавленной стоимостью. Теперь сельским хозяевам приходится вести расчеты, учитывая множество факторов. В настоящее время цены на пшеницу скачут вверх и вниз на мировом рынке, от 360 до 390 евро за тонну.
По сравнению с прошлым годом цены выросли в полтора раза или почти удвоились. Цена на рапс тоже выросла, только еще сильней - в прошлом году тонна стоила 200-400 евро, а сейчас более 900 евро. Это было бы хорошо и выгодно для фермеров. Однако одним из важнейших вещей для выращивания зерна является азотное подкормочное удобрение, а также азот, фосфор, калий, которые есть в составе комплексного удобрения.
Цены на эти элементы выросли в невообразимом размере - в настоящее время цены на удобрения поднялись более чем на 900 евро за тонну! В то время, когда цены на зерно составляли 200 -300 евро за тонну, удобрения стоили менее 300 евро за тонну, но за год цена утроилась с тенденцией к дальнейшему росту”.
Цена на топливо оказывает сильное влияние на сельскохозяйственное производство. “Да, у аграриев есть «акцизное топливо» — возможность покупать топливо со скидкой. Но цена на топливо тоже прыгает и растет. Раньше акцизное топливо можно было купить по 50-60 евроцентов за литр, потом был миг, когда топливо можно было купить по 90 евроцентов, а сейчас цена на это топливо уже превышает 1,30 евро. Осенью зерно придется просушить, но там придется использовать энергоресурсы. Какая цена будет на них?”
“Если на государственном уровне не будут предприняты какие-либо действия, акцизное топливо вскоре начнет стоить столько же, сколько в Польше на заправочной станции. Как в этих условиях конкурировать с Польшей или с теми странами, которые решили временно регулировать оборот топлива по фиксированным ценам? В Венгрии запрещено продавать топливо дороже 1,3 евро за литр в месяц, в Словении не дороже 1,54 евро за литр”.
Обозреватель констатирует: “Рост цен был очень стремительным и это, несомненно, коснется продуктов питания, ибо невозможно предсказать цены на зерновые в августе или сентябре. Нужно думать, что цена будет беспрецедентно высокой. Происходящее необходимо учитывать, и правительство должно принимать своевременные меры без паники. Однако члены правительства ведут своеобразную страусиную политику по отношению к вызовам недалекого будущего – прячут голову в песок и ничего не делают. Лишь изредка они забегают в телестудию, чтобы показать свой патриотизм и горячую поддержку Украины...”