"В течение многих лет, в разговорах о латвийском государстве, часто используется вроде бы несвязанное с говорящим понятие - «это государство», противопоставляя его «нормальному» государству" - пишет Бен Латковский в "Неаткариге".
В последнее время из-за общественного давления все чаще используется выражение «наше государство», но частота употребления фразы «в нормальном государстве было бы так, но у нас эдак» не уменьшилась. В контексте с новостью, распространённой евродепутатом Артисом Пабриксом в социальных сетях о том, что отдел статистики ООН классифицировал Латвию в категорию стран Северной Европы и, следовательно, мы, вроде как больше не считаемся страной Восточной Европы, получается, что мы живем в "ненормальной стране Северной Европы", что само по себе является таким же оксюмороном, как тёплый лёд.
Понятное дело, мы не говорим здесь о категориях физической географии и не делим Европу по близости к Северному полюсу. Речь идёт о ментальной и социальной близости к таким странам, как Швеция, Финляндия, Норвегия и Дания. Какой страной на самом деле являемся - страной Северной Европы или Восточной?
Конечно, латыши по большей части обижаются, когда их называют восточноевропейцами, и они хотели бы избавиться от этого, откровенно говоря, второсортного клейма на лбу. Но давайте будет хоть немного самокритичными.
Как эти ежедневно слышимые в разных контекстах выражения, что живём в ненормальном государстве, совместимы с принадлежностью к странам Северной Европы, эталоном «нормальных» государств? Даже поверхностный анализ нашего отношения к своему государству несомненно свидетельствует о том, что мы сами действительно думаем о своей «северности», что бы народу ни говорили эксперты.
Достаточно выйти на улицу, погулять по своему микрорайону, посмотреть на дырки во дворах, на тот контингент, который отправляется на регулярный обход «своих» контейнеров, чтобы стало понятно, в какой «северной стране» мы находимся и насколько стремительно движемся в сторону «Западной демократии».
Уже 20 лет не можем ввести сортировку мусора, которая в северных странах столь же привычна, как спускание воды в туалете после себя. Наши собственные сильно критикуемые депутаты тоже не привезены с Марса, мы сами их избирали. К тому же, в среднем они более образованные, культурные, более начитанные, побывавшие в мире, чем средний гражданин Латвии.
Можем ли мы, глядя в это зеркало нашего общества, сказать — эти политики отвечают стандартам стран Северной Европы? Скорее нет. Кроме того, этот детский энтузиазм по поводу формального причисления нас к странам Северной Европы вызывает подозрения в том, что желание быть к чему-то причисленными не свидетельствует о высоком самоуважении.
Я вовсе не намерен унижать народ Латвии и по-мазохистски наслаждаться нашими недостатками. Совсем наоборот. Я только был бы рад, если бы мы жили в такой среде, где ни у кого не возникало сомнений по поводу нашей принадлежности группе стран Северной Европы. Главное, чтобы такие сомнения не возникали у нас самих, потому что трудно себе представить, что, скажем, в Дании люди говорили — в нормальной стране так, а у нас эдак.
Тот факт, что латвийцам не хватает самосознания, уверенности в себе, не секрет. Вопрос в другом — каким способом эту самую уверенность поднимать? Украшение себя павлиньими перьями ради желаемого впечатления, в лучшем случае, даёт кратковременный эффект и создаёт иллюзорное убеждение, что все в порядке, что можно спокойно ехать дальше, и не нужно ничего менять. Так мы продвигаемся вот уже в течение двадцати пяти лет, и дошли до того, что в очередной раз на горизонте появляются говорящие по-латышски зигеристы с обещаниями очередных чудес.
И мировая политическая, и личная психологическая практика свидетельствует о том, что что-либо изменить и улучшить можно только тогда, если будешь ясно смотреть на реальность, не прикрывая глаза. Я за то, чтобы гордиться реальными достижениями (например, лидерством среди стран Балтии в сфере авиации), а не тем, что кто-то нас куда-то причислил. Ничто так не уменьшает желание что-то изменить, как ложное ощущение, что все в порядке, что ты на приличном уровне, и все на самом деле о'кей.
Если так, то действительно нечего ныть и можно полной грудью наслаждаться жизнью в "нормальной" стране. Жаль только, что это редко удается..."