Следует отметить, что сегмент общества с низкими доходами сталкивается с совершенно иным уровнем инфляции, чем тот общий индекс потребительских цен, который обсуждается в экономических новостях и обзорах.
Причина этого довольно проста. Менее обеспеченная часть общества тратит большую часть своих доходов на еду и коммунальные услуги. Эти сегменты, как правило, быстрее всего дорожают в периоды высокой инфляции.
Следует отметить, что латвийское общество не является особо богатым по сравнению с другими развитыми странами. В среднем жители нашей страны тратят на продукты питания около 25% своего ежемесячного дохода, в то время как в других местах этот показатель может быть на 10% ниже. В результате общий рост стоимости жизни после российского вторжения в Украину жители нашей страны почувствовали гораздо быстрее, чем, например, жители Западной Европы, которым при более высоких зарплатах приходится тратить меньшую часть бюджета непосредственно на продукты питания. Кроме того, у них продукты нередко стоят дешевле, чем у нас, поскольку почти во всех странах Западной Европы к продуктам питания применяется пониженная ставка налога на добавленную стоимость. Таким образом, доходы там выше, но еда дешевле.
Кроме того, те группы продуктов, которые чаще других потребляются менее обеспеченной частью общества, такие как хлеб и другие зерновые продукты, а также картофель и сахар - быстрее всего росли в цене на полках магазинов (цены в этих сегментах в течение некоторого времени выросли на целых 40-75% в годовом исчислении). Таким образом, несмотря на и без того повышенную долю бюджета, которая также должна расходоваться в той сфере, где цены растут быстрее всего, беднейшая часть общества вынуждена считаться и с дополнительным «наслоением» инфляции, поскольку именно те продукты, которые являются основой их рациона испытывают самый большой скачок цен.
Более сильный удар инфляции по карманам менее обеспеченного населения уже начал отражаться в некоторых экономических данных. СМИ неоднократно писали о снижении спроса на продукты питания, но благодаря снижению инфляции ситуация постепенно выправляется.
Однако беспокойство теперь вызывают растущие объемы небанковского кредитования, то есть люди начинают брать быстрые кредиты, чтобы залатать дыры в своем бюджете.
Данные Центра защиты прав потребителей о работе рынка небанковского кредитования показывают, что лицензированные участники рынка в первом полугодии этого года заключили с потребителями 471,93 тыс. новых сделок, переоформив кредиты на сумму 358,57 млн евро. , что на 17,82 тыс. транзакций или 3,92% больше и по сумме на 46,78 млн евро или 15% больше, чем за соответствующий период 2022 года. Указанная сумма - 358,57 млн евро - является самым большим объемом вновь выданных кредитов в первом полугодии в секторе потребительского (небанковского) кредитования с 2013 года, когда началась подготовка отчетов. Если бы в экономике был рост, то это можно было бы считать хорошей новостью. На данный момент, глядя на развитие национальной экономики, вывод может быть скорее противоположным.
Если упомянутая гипотеза верна, то и снижение инфляции не улучшит финансовое положение этой части общества. Понабравшие мелких кредитов люди не смогут оправиться в финансовом отношении, поскольку будут вынуждены платить по долгам.
Таким образом, мы можем еще раз вернуться к затронутой ранее в статье теме о необходимости снижения НДС на продукты питания. Это не снизит уровень инфляции в будущем, но позволит людям меньше платить за продукты в абсолютных единицах евро, тем самым поможет справиться с удорожанием жизни.