Однако, пишет «Оракул», сохранился в старушке Европе народ, который хранит свою национальную идентичность уже тысячи лет и не собирается с ней расставаться...
Этот народ – баски. Компактно они живут на сравнительно небольшой территории, расположенной на севере Испании и юго–западе Франции. Сами баски не мудрствуя лукаво называют свою землю в Испании Южной Страной, а во Франции - Северной Страной. Помимо этого, много басков проживает в испанской провинции Наварра, расположенной там же, на севере Испании. Все это части одной, некогда общей и древней Страны Басков, существовавшей еще в те времена, когда римляне делали свои первые шаги в создании Римской империи.
Испанских басков численно больше — около 2,4 миллиона человек против 230 тысяч французских. И еще порядка 15 миллионов (!) человек, проживающих в основном в Южной Америке, считают себя басками в той или иной мере. Вроде бы немало. Однако баскским языком (эскуара) владеют лишь 800 тысяч басков. То есть меньше трети из тех, кто живет на своих исконных землях. Для остальных родным языком давно стал или испанский, или французский...
Тайна возникновения
Происхождение этого народа загадочно. Конечно, это можно сказать в отношении практически любого народа на Земле, но баски — особый случай. Какие только гипотезы не выдвигались по поводу их возникновения! Вплоть до самых экзотических. Например, что баски — потомки жителей Атлантиды. Но ее мы рассматривать не будем в силу недоказанности существования самой Атлантиды.
Также долгое время считалась наиболее вероятной гипотеза о том, что баски — это вообще самые древние европейцы, прямые потомки первых европейских охотников–собирателей, поселившиеся в этих местах десятки тысяч лет назад. Но и она не получила стопроцентных доказательств и в настоящее время считается устаревшей.
Также очень интересна гипотеза о том, что баски — это выходцы из Древней Грузии. Во–первых, грузинские историки вплоть до XVII века называли Страну Басков Сакартвело. То есть точно так же, как и Грузию. Во–вторых, об этом прямо писали многие авторы–исследователи прошлого, и не только грузинские.
К примеру, у испанского ученого, иезуита–историка XVI–XVII веков Хуана де Марианы в его знаменитом труде «Всеобщая история Испании» читаем следующее: «Иберцы, кои прежде обитали на берегах Черного моря в Кавказских горах, пришедшие в великом числе в Испанию, рассеялись и построили в оной Иберу повыше Тортозы и дали наименование той реке, которая подле течет, а после и всей провинции".
Заметим, что Мариана славился исключительно скрупулезным подходом к своим исследованиям и не был замечен ни в своекорыстии, ни в склонности к беспочвенным фантазиям. Кроме всего прочего, библиотеки монахов–иезуитов того времени славились редкими книгами и рукописями, из которых Мариана вполне мог получать достоверную информацию.
Наконец, сами баски называют себя «эускалдуны", что в переводе означает «представители Востока". И вот этому уже имеются прямые доказательства, сделанные в последние годы на основе генетических исследований. Не вдаваясь в подробности, понятные лишь специалистам, скажем, что современная генетика действительно относит предков басков к первой волне переселенцев (земледельцев и скотоводов) с Востока, которая накатила на Европу примерно 7 500 лет назад.
При этом все та же генетика утверждает, что баски генетически не сильно отличаются от всех остальных европейцев, поскольку данная волна осела по всей Европе, а не только на Пиренеях, смешавшись с местными охотниками–собирателями.
Так что же, никакой тайны? Еще какая! Во–первых, волна была неоднородной, катилась долго, и было в ней множество течений. Очень может быть, что одно из них как раз и текло с Кавказа. А во–вторых, язык басков. Он–то откуда взялся, если в мире ему фактически нет аналогов?
Загадка языка
Языковеды уже несколько столетий бьются над раскрытием тайны баскского языка – эскуара. И до сих пор не пришли к единому мнению. Часть из ученых мужей находит определенное сходство между ним и древнегрузинским, чем вроде бы подтверждает грузинскую гипотезу происхождения басков. При более пристальном взгляде, однако, выясняется, что доказательств недостаточно.
Другая часть считает, что этот уникальный язык — прямой потомок языка аквитанского, на котором еще до римской экспансии говорил народ аквитанов, живший, соответственно, в стране Аквитания — между Пиренеями и рекой Гаронной. На языке этом говорили вплоть до раннего Средневековья, и действительно многие его слова схожи с баскскими. Но и подобные совпадения, как выяснилось, не доказывают однозначно данную гипотезу.
Есть и другие предположения той или иной степени экзотичности.
Однако достоверно на сегодняшний день науке известно следующее. Первое: язык басков сформировался много тысяч лет назад, задолго до всех нынешних европейских языков. Второе: он либо был принесен той самой волной переселенцев, о которой мы говорили выше, либо, наоборот, перенят у охотников–собирателей, которые в те далекие времена жили в нынешней Стране Басков, либо же является смешанным продуктом первого и второго вариантов. Третье: баски до сих пор живут довольно изолированно и были таковыми всегда. Именно эта изолированность и позволила им сохранить свой уникальный язык от всепроникающего римского влияния.
Кстати, в древности эскуара не сомневается никто из серьезных исследователей. Дело в том, что многие слова этого языка напрямую связаны с эпохой неолита или каменного века. Так, к примеру, «топор» (haizkolari) и «скала", «камень» (haitz) — это однокоренные слова...
Гордость без предубеждения
Чем же, кроме до сих пор неразгаданной тайны языка и происхождения, еще интересны баски?
Начнем с того, что они — горцы. А все горцы мира похожи друг на друга. Не во всем, но общие черты присутствуют. И главная черта — гордость. Горцы — гордые люди. Что грузины, чеченцы или дагестанцы на Кавказе, что друзы в Израиле или Сирии, что баски в Европе. Так и хочется провести этимологическую связь между словами «горы» и «гордость", но не будем этого делать, поскольку связь между ними только фонетическая, да и то лишь в русском языке. И тем не менее.
Собственно, ничего странного в том, что баски, равно как и все остальные горцы, гордые и независимые люди, нет. Жить в горах намного труднее, чем в долинах, а трудности, как известно, вырабатывают и закаляют характер, в том числе и национальный. Д’Артаньяна все помнят? Он был гасконцем, то бишь французским баском, и Дюма–отец отлично передал национальный характер целого народа через характер одного (но зато какого!) литературного героя.
Кроме этого, баски - чрезвычайно трудолюбивый народ (что, кстати, весьма отличает их от испанцев, которые в массе своей не прочь полениться, особенно в сиесту), обладают сильной волей и упорством в достижении цели.
Баски религиозны и, за редким исключением, сплошь католики. Что, впрочем, не мешает им сохранять некоторые верования с языческих времен (здесь, впрочем, они не одиноки).
В особенности у басков развит культ дома. По их глубочайшему убеждению, дом — это практически святое место, где сосуществуют все члены семьи — как живые, так и мертвые. Может быть, именно поэтому баски до сих пор не превратились в «средних европейцев"? Кто помнит и чтит свой дом, того трудно прельстить чужбиной...
Аким БУХТАТОВ.