На Рождественской встрече с журналистом Артемием Троицким, которую организовало в рижском Happy Art Museum издание «Новая газета-Балтия», наблюдался полный аншлаг. «Я всегда отвечаю очень развернуто и никогда не даю одни и те же ответы на одни и те же вопросы», - пригласил к дискуссии Троицкий и попросил не считать его истиной в последней инстанцией.
Спрашивали о разном – от личной жизни до перспектив развития Русского мира. Приведем наиболее колоритные высказывания…
Об уходящем годе
-Лучше б он вообще не начинался. Худшим годом в моей жизни, казалось, был 2014-й, когда начались эти нервные события – сначала в Крыму, потом на Донбассе, потом военная истерия, милитаризация стала нарастать в России. Тогда я принял приглашение университетов Хельсинки и Таллинна и переехал в Таллинн.
Жизнь моя в России была устроена идеально - прекрасная квартира, фантастическая дача, сказка, а не жизнь. Из которой пришлось переезжать, в том числе, и из-за детей.
Стало просто страшно за них. Дочери еще не было четырех, сыну было 11 лет. Иван учился в лицее Ходорковского. Однажды пришел и рассказал, что вместо истории был урок патриотизма. В следующий раз их всем классом насильно водили на фильм «Сталинград».
Ему ужасно не понравилось, там матерятся все время, он к этому не привык. Потом приходит трехлетняя дочь из Дома детского творчества и начинает нам с мамой что-то впаривать про фашистов, которые нападают на нашу родину, а мы должны с ними бороться.
Я спрашиваю, откуда ты взяла всю эту чушь – «а нам воспитательница рассказывала». И я понял, что мы не можем оградить наших детей от этой среды.
Я думал, что самым плохим годом будет 2014-й, но 2016-й оказался хуже. Ушло много хороших людей из жизни, в том числе тех, кого я любил. Произошло много больших негативных событий и масса всяких гнусных мелочей. И не только в России.
Большинство моих английских друзей до сих пор находятся в шоке от Брекзита, все мои американские друзья до сих пор в оцепенении от избрания Трампа. Кажется, что планета сошла с ума.
Об интеграции в Эстонии и в Латвии
- В Эстонии все общение с чиновниками происходит он-лайн. С одной стороны, здорово, что не надо ни перед кем унижаться, о чем-то просить, тратить лишнее время на общение.
С другой стороны, когда постоянно имеешь дело только с этими он-лайнами, тоже становится не комфортно. Хочется что-то рассказать, пожаловаться, услышать слово сочувствия.
По поводу интеграции…Еще в советское время я подолгу жил в балтийских республиках. Поэтому знал, что у каждой из них своя судьба. В Латвии и Эстонии очень разный контингент русских.
Особенность Латвии в том, что русские здесь всегда были наравне с латышами. В Эстонии такого не было. Там было мало русской интеллигенции, в основном, - военные, пролетариат.
И в Латвии и в Эстонии дела с интеграцией идут очень плохо. Почему – я не знаю. Мне кажется, если ты живешь здесь, живи хорошо. Но слушая про обиды русских, я задаюсь простым и логичным вопросом: если тебя угнетают и все так плохо, почему не уедешь в Россию? Тем более, что при российском посольстве есть программа репатриации. Но из Эстонии за 5 лет уехало 20 семей. Две из них уже вернулись.
Точно так же неблагополучна ситуация с противоположной стороны – латышей и эстонцев. Которые постоянно говорят об оккупации, о каких-то исторических обидах, о русской угрозе. Все у них пронизано обидой. Обижаются, вместо того, чтоб свою жизнь делать интересной и продуктивной.
О латвийском тупике
Почему так стоек был Майдан в отличие от всех москоских сборищ? Потому что там была реальная альтернатива: «Україна це Європа». И для украинцев это была мощная питательная сила.
Россию, конечно, не назовешь страной-сироткой. Страна-сиротинище! Но нет в России второго полюса, какой был у литовцев, украинцев или эстонцев.
Потому в Латвии в этом смысле тяжелее, чем в той же Эстонии, где уцепились за «фиников» и стали долбить тоннель Таллинн-Хельсинки, скоро уже будет город под названием Талсинки. Хорошая и, как ни странно, реалистичная перспектива.
Из Риги куда тоннель прикажете строить? Некуда. Поэтому надо полагаться на свои силы, искать свою идентичность. Для Латвии самым правильным мог бы стать Союз латышей и русских. Причем, искренний, неформальный. Чтобы люди в него поверили и тогда все у вас может прекрасно получиться.
Об альтернативе путинскому Русскому миру
-Само выражение «Русский мир по-путински» это уродливая альтернатива настоящему Русскому миру. Посмотрите сами: прекрасное слово «русский». За ним стоит сколько, начиная от Андрея Рублева и кончая Путиным (тьфу), - Пушкиным и Гагариным.
Мир - это прекрасно в смысле планеты и гармонии. То есть, два прекрасных слова.
К сожалению, этот человек, которого я на секунду спутал с Пушкиным, это прекрасное словосочетание превратил в какую-то помойку. Из Русского мира, на самом деле, получается Русская война – агрессия, ложь и тому подобное.
Это абсолютно русофобское изобретение, и в списке русофобов я бы точно на первое место поставил Путина. Ну и далее по списку: Медведев, Сечин, Киселев, Соловье и, как там еще всех негодяев зовут...
Настоящая альтернатива Русскому миру в их понимании – это великая русская культура, это великий русский язык, великий русский народ, который при всех своих поганых закидонах все равно - это прекрасные люди. Добрые, душевные, честные.
Да, иногда равнодушные, но в принципе, смелые. Иногда слишком склонные к апатии, компромиссам, но в принципе, готовые стоять до конца.
Русские люди, конечно, противоречивы, тут ничего не скажешь. И, что ужасно обидно, в русском человеке очень легко разбудить дурные качества, что в последнее время путинистами и было сделано. Они превратили русских людей в овечье стадо, которому плевать на свободу, которое готово слушать ложь и принимать ее за правду.
Обидно, обидно за русских людей, поскольку они на самом деле гораздо лучше и надо в них пробуждать лучшие качества. Как это сделать – мне трудно сказать.
О переменах в России
Одна из немногих хороших вещей, которую я отметил для себя в этом году: русские люди за границей стали как-то организовываться. Раньше этого не было вообще. Вся эта русская диаспора от Латвии до Америки и Австралии была разобщена.
Теперь прошли два Форума Свободной России в Вильнюсе, конференции памяти Бориса Немцова. Что-то хоть и в зачаточном состоянии, но стало происходить. И я на это очень надеюсь, особенно учитывая серьезную безнадегу, которая имеет место быть в России.
Хотя не все с этим согласны, некоторые считают, что серьезные перемены могут начать происходить там уже в ближайшее время, но моя интуиция на этот счет пока помалкивает. Может быть, этой точкой для консолидации, для настоящего, благородного, умного и доброго русского мира станет заграница. Как это ни прискорбно. Но лучше пусть она будет там, чем ее не будет нигде.
Елена СЛЮСАРЕВА