«Дата 8 ноября навсегда войдет в историю нашей страны. Вооруженные силы взяли под контроль Шушу. Мы одержали эту победу на поле боя, а не за столом переговоров. Переговоры оказались бессмысленными», — цитирует его слова ТАСС.
Шуша — один из ключевых городов Нагорного Карабаха, он расположен в 11 километрах от столицы самопровозглашенной республики Степанакерта.
Оборонявшей Шушу и окрестности армянской армии помогала местность: город стоит на гигантской скале, возвышающейся над округой; азербайджанская армия несла большие потери в засадах, которые армяне ежедневно устраивали в ущельях на подходах к городу, пишет Медуза.
Однако силы, очевидно, были не равны: за месяц войны армяне понесли слишком тяжелые потери в живой силе и технике (потери измеряются тысячами человек с обеих сторон, мирных жителей пока погибло несколько десятков); еще на прошлой неделе стало ясно, что армяне явно не в состоянии оборонять на всем протяжении (около 40 километров) дорогу, которая связывает с Арменией центр непризнанной республики — Шушу и Степанакерт (по-азербайджански — Ханкенди). Азербайджанский спецназ достиг дороги 4 ноября, и с тех пор армия Карабаха так и не смогла его выбить оттуда. 7 ноября начался штурм Шуши, который, судя по всему, увенчался успехом.
Из Степанакерта к единственной оставшейся дороге, по которой еще можно выбраться в Армению, потянулись колонны с беженцами.
Череда поражений армии непризнанной республики Нагорного Карабаха началась в первых числах октября, когда азербайджанская армия прорвалась на равнине вдоль границы Карабаха с Ираном. Местность там благоприятствовала азербайджанским механизированным частям, которые имели явное преимущество над армянами.
Что будет дальше?
Если Армения и карабахская армия не предпримут успешное контрнаступление в ближайшие дни, важнейшая линия снабжения будет потеряна; возникнет угроза столице непризнанной республики — Степанакерту, который находится в десятке километров от Шуши. Удержать оставшуюся территорию будет невозможно, а надежда на компромиссное политическое решение конфликта будет окончательно потеряна.
Надежд немного. Судя по всему, почти все свои резервы задействовала не только армия Карабаха, но и армия Армении, которая формально не участвует в конфликте, но почти официально поставляет в Карабах целые подразделения резервистов и добровольцев, а также технику. До сих пор ни одно крупное контрнаступление армянских сил не увенчалось успехом, и все они привели к большим потерям. Отчасти быстрое продвижение азербайджанцев к Шуше объясняется именно этим.
Армяне пока пользуются преимуществами местности: в горах наступать тяжело, особенно такой армии, как азербайджанская, которая полагается на преимущество в тяжелой технике. Однако несмотря на то, что Азербайджан, судя по всему, не смог провести технику через ущелья южнее Шуши до 5 ноября, его спецназ все равно вышел на дорогу Шуша — Лачин.
В последние дни Азербайджан не использует свой главный козырь — ударные беспилотники турецкого и израильского производства, от действия которых армия Карабаха ранее понесла огромные потери, особенно в танках, артиллерии и другой тяжелой технике — этого всего теперь не хватает для обороны Шуши и Лачина.
у Армении (и сочувствующих ей политиков из России, Франции и США) не остается никакого «материала» для достижения компромисса.
Возможный «план, который устроит все стороны» представил 29 октября президент России Владимир Путин:
*
*Армения отдает занятые ею «для обеспечения безопасности Карабаха» во время войны в 1990-е азербайджанские районы, не принадлежавшие советской Нагорно-Карабахской области.
*Статус собственно Карабаха будет определен позже.
*Стороны объявляют перемирие, а на линию соприкосновения, как заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров, должны быть введены миротворцы (в этом смысле Россия готова сотрудничать с другими странами, в том числе с главным союзником Баку — Турцией).
В том же контексте «достижения компромисса, который устроит все стороны», упоминался план Ирана, который страна презентовала Москве, Еревану и Баку неделю назад; подробности плана не сообщаются.
Однако Азербайджан уже занял почти все районы, которые Путин планировал «отдать» взамен на отложенное решение статуса Карабаха и прекращение огня. Остаются только район Лачина и Кельбаджарский район на севере, по которому проходит единственная не перерезанная азербайджанцами дорога, связывающая Степанакерт с Арменией. Эта дорога малопригодна для снабжения войск (путь занимает много часов; в нескольких местах она, похоже, простреливается азербайджанской артиллерией). Но, вероятно, в случае военной катастрофы карабахские военные и гражданские власти смогут использовать ее для эвакуации.