«Уважаемые депутаты Сейма и разных городских дум выступили с призывом «запретить», который в комиссии Сейма тихо превратился в «сертифицировать», а ответственность переложить с политики на Центр по контролю и профилактике заболеваний. Рабочая группа Сейма в своей борьбе против «спайса» не добилась результата.
Удивительно, что в этой ситуации пресса и другие средства массовой информации, а особенно Latvijas Televīzija и Latvijas Radio, действуют невероятно рационально. В отличии от политиков, которые просто знают, что эти «спайсы» плохие и с ними надо бороться, жцрналисты общественного телевидения поняли принципы производства и распространения веществ. Правда, журналисты не поняли, что Сейм лишь имитирует работу, но ни одно предложение ни рассмотрено, ни какого решения не найдено. Криминализация торговли «спайсом», принята «на ура», это половина достижения», — подчеркивает Апинис.
«Как любая отрасль требует знаний, так и распространение психоактивных веществ несет с собой много неизвестного в токсикологической, наркологической аспекте и в аспекте общественного здоровья. Конечно на общем фоне здоровья нации алкоголь и табак являются более опасными ядами, так как уносят намного больше человеческих жизней, а «спайс» это вещество, которое можно не допускать в будни Латвии, было бы только желание и возможность. Производители и торговцы спиртным и табаком не только легально торгуют своими товарами, но и легально поддерживают разные политические силы, а вот торговцы «спайсом» вряд ли спонсируют какую-либо партию. И все-таки без ответа остается вопрос — почему депутаты не прислушиваются к министерствам внутренних дел и здравоохранения, а также к профессионалам Общества врачей, а лишь толкают свое бревно выше на гору популизма.
Роль Владимира Ильича в ношении бревна все-таки полагается депутату «Центра согласия» Андрею Элксниньшу. Он может подавать бесконечно много предложений, суть которых не допустить принципа «запретить все, что не разрешено». Если Министерство внутренних дел и Министерство здравоохранения говорят «запретить и наказать», то в основе философии господина Элксниньша вывод о том, что удобрение для кактусов действительно может быть удобрением для кактусом, но это нужно проверить, а значит, везти в Центр по контролю и профилактике заболеваний. В принципе это означает, что все, кого задержат с пакетиками «спайса», окажутся на пути в это Министерство здравоохранения для выяснения правды.
Предложение Андрея Элксниньша опирается на разрешение Инспекции по здоровью по торговле веществами: вещество можно продавать, если есть разрешение, и вещество включено в регистр (отдельный регистр для таких веществ). Возражение: нельзя выдать разрешение на продажу потенциальных наркотиков или психотропных веществ. Из этого следует, что могут быть случаи, когда такое разрешение выдается. К тому же Центр по контролю и профилактике заболеваний и Инспекция по здоровью не проводят оценку риска веществ для того, чтобы выдать заключение обо всех рисках, которые может вызвать потребление вещества», — поясняет президент Общество врачей.
По его словам, «создание регистра невозможно понять — что в нем будут писать? Неизвестные вещества туда не внесешь, а после идентификации они или попадают в списки запрещенных веществ, или же есть вещества, которые не поддаются контролю. Промежуточного положения нет».
«У нас много психоактивных веществ и они не запрещены. Кофе — психоактивное вещество, а алкоголь — еще больше. Нам нужно говорить о психотропных и наркотических веществах. Через работу Сейма по вопросу «спайса» проглядывает желание дать всем психоактивным веществам одно определение, что фактически не возможно. Возможно, это желание вызвано, чтобы превратить действия в фарс. Это дасть возможность вести бесконечные дискуссии.
И еще: не нужно говорит о тех психотропных и наркотических веществах, которые являются медикаментами. Они хорошо регулируются законодательством, они распространяются в аптеках, применяются в стационарах. Они никогда не вызывали даже малейшей угрозы обществу. Примитивно выражаясь, «спайс» — наркотики «де факто», но не «де юре». Политики , которые вроде хорошо понимают выражение «похожий на пистолет предмет», категорически отказываются понимать выражение «похожее на наркотики вещество».
Реальная проблема Латвии в том, что есть вещество, которое, по сути, подходит для списка контролируемых веществ и является наркотическим или психотропным веществом (не просто психоактивным) и рано или поздно будет включено туда, должно быть починено контролю и запрету на его свободную торговлю, перемещение, распространение и прочим запретам. Просто если у гражданина находят такое вещество, то полиция должна этого гражданина задержать, а далее по установленному Уголовным законом порядку. Очень важно, что вещество с психоактивным, психотропным и даже наркотическим действиями может как природного происхождения и искусственного.
В Латвии есть много прецедентов, когда запрещено из-за потенциальной угрозы. Например, ни у кого нет права изготавливать дома взрывчатые вещества, хотя на уроках химии многие пробовали. Из-за действий детских хирургов была запрещена торговля уксусной эссенцией. Число пострадавших от ожогов укусной эссенцией детей сократилось вчетверо. Значит, вещество, которое одурманивает, нужно просто запретить. Не вижу ничего плохого в том, если запретить клей «Момент» или пену «Макрофлекс». Рынок не останется без клея и пены», — говорит Апинис.
«Почему меня беспокоит рост потребления «спайса»? В принципе от одного только потребления «спайса» умирают крайне редко, и обычно такие случаи смерти причисляют к дорожно-транспортным происшествиям (закурил, сел за руль, галлюцинации, авария), или бытовым случаям (два хороших друга участся, и вдруг один другого зарезал). Самая большая проблема в том, что потребители этих новых психотропных веществ крайне быстро превращаются в хронических пациентов со шизофренией, или хотя бы в наркоманов, и потом всю жизнь лечатся за государственный счет. Профессора Гайда Круминя выяснила, что потребители «спайса» имеют атрофированные зоны мозга, что подтверждается магнитно-резонансным исследованием», — добавляет руководитель ЛОВ.
К тому же, по его словам, и врачи всего не знают. Общество врачей проведет конференцию, и одним из приглашенных специалистов которой будет профессор токсикологии из Австралии, поскольку Австралия и Новая Зеландия уже проходили этот этап.