Почему Anonymous встали на сторону системы, с которой всегда боролись? И как они могут навредить террористам из ИГИЛ? Комментарий Александр Плющева специально для DW.
Трагические события последних дней страшно напоминают сюжет эпопеи "Властелин Колец". Даже, скорее, фильма, где, по понятным причинам, много внимания уделено батальным сценам. Ну и картинка, конечно, имеет значение. Мир постепенно порабощает одноцветная и даже какая-то однородная орда орков, ведомых безликим Оком Саурона, а противостоит ей весьма пестрая компания далеко не всегда безобидных существ и сущностей с нескольким яркими амбициозными и часто соперничающими друг с другом лидерами. И раньше многие находили во "Властелине Колец" аллюзии на разные исторические события, особенно, на Вторую мировую, но актуальность его с годами только растет.
Самая известная на сегодняшний день хакерская группировка Anonymous, объявившая на днях о присоединении к борьбе против ИГИЛ, ни дать, ни взять - толкиеновское "Войско мертвых". Никто не знает, кто они и сколько их, если их и видят, то исключительно в масках, они возникают из ниоткуда и исчезают в никуда, они навевают страх и ужас. Условное зло, воюющее на стороне условного добра. Ведь с точки зрения законопослушного гражданина Anonymous должны считаться именно злом, действующим вопреки нормам, расшатывающим устои, атакующим структуры, которые упорядочивают нашу жизнь.
Из врагов в союзники
Достаточно вспомнить их атаки на международные платежные системы, взломы сайтов государственных органов разных стран, перехваты переговоров спецслужб, акции против ресурсов Интерпола, Ватикана, похищение миллиардов долларов со счетов израильтян… При этом они всегда были сами по себе, выбирая цели своих операций, исходя из собственного понимания справедливости, как и положено настоящим анархистам. Ценности и стандарты современной западной цивилизации им были не намного ближе, чем ИГИЛ. Однако теракт в Париже все изменил. Одно дело - борьба с системой, другое - бессмысленное и беспощадное уничтожение ни в чем не повинных людей.
Официальные структуры по вполне объяснимым причинам тоже никогда не испытывали к Anonymous особых симпатий. В СМИ их называли киберпартизанами или даже кибертеррористами. Теперь же отношение к ним моментально изменилось на диаметрально противоположное. Не скрывая радости, по всем каналам крутят заявление человека в маске Гая Фокса. Оно и понятно - лучше, ребята, ковыряйтесь с ИГИЛ, чем с нашими банками и парламентами, направьте уже свою разрушительную энергию в верное русло.
Как там было у Черчилля: “Готов сотрудничать хоть со Сталиным, хоть с дьяволом ради свержения Гитлера”? Вот так, кажется, и здесь. Если уж с практически изолированным из-за Крыма Путиным на фоне террористического обострения стали общаться, хлопать по плечу и называть "конструктивным партнером", что говорить об Anonymous. По сравнению с Россией, поглядывающей на соседние земли, а иногда и присоединяющей их, эти парни просто безобидные шалунишки, в худшем случае - жалкие карманники.
Сводки с киберфронтов
Могут ли Anonymous оказать серьезную поддержку на виртуальных фронтах борьбы с ИГИЛ? Вполне может быть. Во всяком случае, если даже, как и "Войско мертвых", они внесут решающий вклад лишь в одну битву, будет уже неплохо. Фронтов, как минимум, три: идеологический, коммуникационный и финансовый. Anonymous своей задачей ставят победу именно на первом: в публичной сфере - соцсетях и блогах - исламисты ведут пропаганду и вербуют сторонников.
Хакеры утверждают, что уже взломали более 6000 вражеских твиттер-аккаунтов. Очевидно, это только первый шаг: Anonymous опубликовали для сочувствующей, но неквалифицированной публики пошаговую инструкцию о том как использовать мощности своих компьютеров для кибератак против ИГИЛ. Однако на месте любого уничтоженного аккаунта быстро появляются десять новых. Конечно, какое-то время уходит на то, чтобы восстановить потерянную аудиторию, но это вполне преодолимое неудобство.
Гораздо больше навыки и знания идейных кибервзломщиков пригодились бы на других фронтах, о которых они пока даже не заикались. Пока власти разных стран наперебой пытаются запретить мессенджер Telegram, полюбившийся террористам за самую высокую степень приватности, хакеры вполне могли бы подсуетиться на поиск и перехват каналов общения террористов. Это, разумеется, не так просто, как ломать твиттер-аккаунты, но задача вполне разрешимая: в свое время Anonymous удалось перехватить телеконференцию ФБР и Скотланд-Ярда, где обсуждалась борьба с киберпреступностью.
Ну и финансовые транзакции ИГИЛ, которые проходят через сеть, тоже могли бы стать целью Anonymous, которые пару лет назад успешно потрошили счета израильтян в ответ на операцию "Облачный Столп" в Секторе Газа.
После войны
Другое дело, что операции в непубличных и действительно чувствительных для террористов сферах, могут пересечься с деятельностью спецслужб и даже помешать им. Не говоря уж о том, что Anonymous, как это уже бывало прежде, запросто могут атаковать ошибочные цели, приняв за террористов людей или ресурсы, не имеющие к ним никакого отношения. Правда, ни то, ни другое обстоятельство до сих пор их ни разу их не смущало - посмотрим, как будет на этот раз.
В отличие от толкиеновских "мертвых", Anonymous вряд ли обретут покой после войны. Правда, его никто не обещал, да и им самим он разве что только снится. А значит из героев, которых с радостью крутят по телевизору, они снова быстро превратятся в угрозу добропорядочному обществу.