Вполне может оказаться, что сами того не подозревая, вы состоите в "дружественных" отношениях с каким-то "политически значимым лицом". Страна-то у нас маленькая, и теория шести рукопожатий легко ужимается в мини-версию двух, ну максимум трех рукопожатий. Со всеми вытающими из этого последствиями.
Вот и наглядные цифры. По подсчетам банков, в Латвии может насчитываться около 200 тысяч политически значимых лиц, членов их семей и тесно связанных с ними лиц. То есть каждый десятый!
При этом самих политических значимых лиц, считают банки, примерно 10-15 тысяч человек. Это занимающие высшие должности чиновники, военные, судьи, министры, политики, члены правлений государственных и предприятий, а также их супруги (в том числе гражданские) и родители.
Путем простого деления можно подсчитать, что на каждого политически значимого лица приходится около 20 тесно связанных с ним лиц. И вот тут можно запросто угодить в ту повозку под названием "связанные лица", которая вызовет интерес у банков, а потом и следственных органов. Смотрим закон.
В ближний круг политиков и прочих политически значимых персон включены... дедушки, бабушки, внуки, братья и сестры, а также лица, которые состоят с чиновником в "дружеских отношениях" или "других близких отношениях".
Интересно даже не то, что авторы закона имели ввиду под "другими близкими отношениями", а где живут те чиновники, у которых в ближнем кругу, включая всех друзей, знакомых, родственников насчитывается каких-то 15-20 человек? Не чиновники, а затворники и социопаты какие-то…
А вот и практический вопрос. Если вы, положим, хорошо знаете какого-то чиновника или политика, например, живете по соседству и вежливо здороваетесь каждое утро, или же вместе ходите за грибами, или же имеете общих знакомых и иногда пересекаетесь за одним праздничным столом, то как вы должны реагировать на банковское анкетирование?
Что писать в разделе "знакомы ли вы с политически значимым лицом"? Ведь в законе нет ни слова о том, какие отношения считать близкими или дружескими. Следовательно, интерпретировать его можно как угодно. И фактически при большом желании под колпак в нашей маленькой стране можно запихнуть даже не каждого десятого, а каждого второго.
Про социальные сети я вообще молчу. Нужно ли мне считать дружбу на Facebook с тем же министром здравоохранения Гунтисом Белевичем или мэром Риги Нилом Ушаковым "дружескими отношениями"?
Или же вирутально – не считается? Но ведь от этого я их знать не перестаю, и иногда даже встречаюсь в реальной жизни. А вот попробуй утаить эту информацию! Себе же дороже выйдет. Банки уже предупредили, что если клиент заполнит высланную ему анкету неправильно и еще попытается что-то скрыть, то банк сможет прекратить с ним отношения. Если клиент не ответит на вопросы и не заполнит анкету, то банк будет решать, сохранять ли деловые отношения с таким клиентом. Одна надежда – на консультации банкиров, которые предвидя сложности, открывают горячие линии для клиентов. Авось вместе и разберемся, кто нам друг, а кто из друзей – вдруг…
Ольга КНЯЗЕВА.