Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Ср, 2. Июля Завтра: Halina, Ilvars, Lauma
Доступность

Актриса Гуна Зариня: «Мы должны умнеть быстрее политиков»

 

pass556

Самая известная латышская актриса нашего времени Гуна Зариня редко дает интервью — и русским и латышским журналистам. Но для портала ves.lv она сделала исключение - после своей необыкновенной премьеры «Медеи» в Рижском русском театре им. Чехова. О силе слова, о верности, об актерском счастье и решении русско-латышских проблем...

- Гуна, эта громкая древнегреческая трагедия идет всего час, но смотреть ее тяжело чисто физически. Брошенная женщина, одержимая местью, убивает все живое вокруг, включая собственных детей. Иногда кажется, вот-вот закричишь вместе с Медеей. А как выходить из этого образа, чтоб остаться психически здоровым ?

- В этот образ сложнее входить, чем выходить из него. Сложно отстраниться от современного быта, чтоб погрузиться в глубины человеческого сознания и страдания.

Иной раз репетиция длилась целый день, но - пока мы опаздывали, пока собирались с мыслями, - продуктивный отрезок в итоге составлял всего час-два, не больше. Не хочет туда идти твое сознание...

 Medeja 355

- Хотя финал, если можно так выразиться, оздоравливающий. Отомстив, Медея фундаментально успокаивается. И зрители вместе с нею. 

- Она не успокаивается — она испытывает удовлетворение: ее правда победила, пусть и таким безумным способом. И смиряется со своей судьбой. С тем, что она, в какой-то мере, становится памятником и уже никогда не сойдет с постамента.

Ее страдание закончилось. Оно, как будто бы, застыло в камне. Стало произведением искусства. Все, у нее больше нет выбора, все свои решения она уже приняла. И в этом есть, пусть и страшный, но покой.

Medeja  2 40

- Почему эту трагедию помнят спустя две с половиной тысячи лет? Потому что люди все так же страдают от измен?

- На днях читала в сети один интересный комментарий к спектаклю. Женщина пишет, что дура она, Медея. Какой, спрашивается, смысл так убиваться из-за мужчины? Ушел и ушел, другой найдется.

То есть, человек воспринял древнегреческую трагедию как сериал, идентифицировал себя с Медеей, примерил на себя ее ситуацию и вывел собственный рецепт.

Это показательно. Хотя это не просто про мужчину и женщину. Ясон для Медеи не только муж, мужчина, но товарищ. Соратник.

Они многое вместе испытали и преодолели. Поэтому ее главный упрек в том, что он нарушил клятву. Это про то, что есть вещи, через которые нельзя переступать.

- Почему именно Медея вошла в историю, ведь не она одна пострадала от мужского обмана?

- Потому что Медея поломала ход вещей. Да, не ей одной изменил муж. У нее был один выход — молчать об этом, как всегда делали женщины. Но только она молчать не стала. Взошла на помост истории и останется на нем во веки веков.

Medeja 404

"Медея" Владислава Наставшева 

- Гуна, как случилось, что Вы стали актрисой? Почему?

- Почему...Родители мои программисты, но большие ценители культуры. Я училась в Рижской студии киноактеров, а потом продолжила учебу в Санкт-Петербурге, в Академии театральных искусств.

Не помню, но предполагаю, что все началось  еще в детском саду. Мне понравилось, что на меня смотрят, смеются над моими шутками. Это, наверное, мой способ привлекать к себе внимание, быть заметной. При  помощи сцены.

- Не стесняетесь на сцене?

- Я стесняюсь, когда на меня, Гуну Зариню, смотрят люди, а когда я в образе, - наоборот.

- То есть, закрываетесь при помощи образа?

- Открываюсь! Образы - они же не случайны. Я, в какой-то мере, выбираю кого играть и главное, как играть. Если провести линию через все сыгранные мною образы, получится моя кардиограмма.

Всякий творческий человек через свои работы открывает себя. Часть людей только так и может существовать. Актерство это не только мой способ самовыражения, но - общения с миром и собой. И мне еще очень повезло найти в Новом рижском театре хорошую компанию людей, с которыми мы говорим на одном языке — это облегчает поиски смысла в профессии.

[caption id="attachment_21411552" align="alignnone" width="1000"]kinopoisk.ru Фильм Кирилла Серебренникова "Измена" - Следователь[/caption]

- Вы говорите на литературном русском языке почти без акцента — брали специальные уроки?

- Вы мне льстите. Поступая в вуз, я по-русски почти не говорила. Никаких специальных уроков не брала, просто в полной мере окунулась в петербургскую жизнь, у меня там до сих пор прекрасные друзья, однокурсники.

- Почему не остались в Петербурге?

- Я собиралась, и все к этому шло. Но сразу роль не дали, приехала ненадолго в Ригу, а здесь пошла насыщенная творческая жизнь. Даже аспирантуру пришлось оставить.

- Для латышской женщины Вы кажетесь слишком эмоциональной, сами это замечаете?

- Это вы судите по тому, как я веду себя на сцене. Но это же моя работа. Не думаю, что в жизни я как-то выделяюсь. В жизни я достаточно скрытный человек. Нормальный. Просто актерство, наверное, и есть тот единственный способ, как мне поладить с жизнью.

- Как Вам работалось в Москве — есть разница между отношениями с публикой, с коллегами?

- Разница есть, но не надо ее искать так далеко. Есть огромная разница между жизнью и зрителями и в наших разных рижских театрах.  Я обожаю публику Нового рижского театра и чувствую, что часть ее следует за мной и в Русский рижский театр и в Национальный театр.

- В московском Гоголь-центре 2 года назад Вы отказались играть «Медею» в знак протеста против агрессии России в Украине. Не было страшно после того скандала переносить спектакль хоть и в рижский, но все-таки в русский театр? Не боялись, что зрители не пойдут «по политическим мотивам»?

- Нет, я об этом даже не задумывалась. А в Рижском русском театре к нам отнеслись очень хорошо, все были чрезвычайно отзывчивы. Публика там умная и подготовленная.

_DSC9039-1

Накануне премьеры "Медеи" в Рижском русском театре им. Чехова

- Не жалеете, что тогда в Москве отказались играть?

- Я жалею, что такое наше время. Что так сложилась наша единственная жизнь. И мне жаль, что моим друзьям в России приходится жить при нынешнем отвратительном режиме.

- У вас очень особенная, античная внешность. Это влияет как-то на выбор ролей, помогает или мешает чисто профессионально?

- Никогда об этом не думала. Как-то не заметила, что режиссеры мне доверяли или не доверяли роли из-за моего особенного носа. Амплитуда моих ролей очень широка — от Буратино до Спидолы и столетней бабули.

Для артиста такое многообразие настоящее счастье. И это помогает оставаться в здравом уме. Вряд ли это можно назвать эмоциональным балансом в понимании нормального человека, но для актера это очень полезно.

- Вы много лет работаете в Новом рижском театре. Под руководством каких режиссеров Вам лучше работается?

- Применительно к нашему театру слово «руководство» не подходит. Сотрудничество — другое дело, потому что мы создаем спектакли все вместе, и никогда у нас нет четких границ между идеями и ответственностью режиссера, актера, драматурга...

- Какие роли Вам ближе — современниц или героинь ушедших времен?

- Это зависит не от времени, а от драматургии. Например, у нас есть спектакль «Поэзия», где мы читаем стихи разных стран, разных авторов, разных веков. У каждого из нас свой набор стихов в памяти и свои книжки. Поэтому каждый раз это разный спектакль — мы же всегда в какой-то мере через чужие тексты рассказываем свои истории.

- У вас есть любимые актеры, с которыми Вы общались, работая в Москве?

- Ой, нет, в Москве я работала с утра до ночи. И не встречалась с другими артистами кроме тех, с  которыми играла. Какая там богемная жизнь - только работа.

- Есть ли у Вас любимые актеры?

- Может, это моя гордыня… Может потому, что в детстве мы жили в коммунальной квартире, в одной комнатке: я, родители, два моих брата и бабушка, а телевизор стоял у моей кроватки и с тех пор у меня на телевидение аллергия. И я не видела много чего из того, что видели все.

Потом уже для работы многое пришлось смотреть. Например, когда делали «Пять вечеров», изучали то, что имеет отношение к той истории. Только не фильм Михалкова!

- Почему?

- Чтобы не мешали впечатления. Я понимала, что не смогу от них освободиться на физиологическом уровне и не смогу создать свой образ. Я не настолько рациональный человек.

Хотя никогда не относилась к тем впечатлительным девушкам, что собирали фотографии любимых артистов. Я всегда прагматично смотрю чужие работы и учусь у тех смелых актеров, которые умеют пользоваться своим разумом.

Мне  важно доказать, что художник не обязательно должен быть сумасшедшим. Что всякое искусство имеет свою основу, что у него есть свои методы.

В лучшие дни мне кажется, что наше занятие сродни науке, религии. Мы пытаемся найти  правила, по которым живет мир. И зритель для того приходит в театр, чтобы мы делились с ним своими открытиями.

_fDeinats_IMG_0786-

"Озеро надежды" в Новом рижском театре

- В спектакле «Озеро надежды» Вы играете типичную русскую женщину из Иманты - очень достоверно. И нелегко, наверное, создать такой образ при нашей параллельной русско-латышской жизни?

- Так же параллельно живут люди из разных профессиональных сфер, независимо от национальности. Например, у меня нет друзей в торговой сфере, но достаточно много русских друзей, которые имеют отношение к сфере творческой.

А персонажи «Озера надежды» это совершенно конкретные люди. Я играла маму режиссера Влада Наставшева, общалась с ней, изучала ее.

В этой постановке сложность для меня составлял не столько образ, сколько драматургия, процесс создания спектакля. Он родился практически из одного замысла: мы с Владом стояли на перекрестке Тербатас и Лачплеша и размышляли  о том, что надо сделать спектакль про рижских русских.

- Мама у вас типичная русская.

- Я думаю, она типичный интеллигент того поколения. Таких людей можно немало найти и среди латышей.  Хотя сына она вырастила совершенно нетипичного. 

Gogol-tsentr-otmenil-spektakl-iz-za-anti

- Как латышская публика воспринимает эту постановку в латышском театре Херманиса на русском языке?

- Прекрасно. И процент русских в зале растет. Так что, в какой-то мере, мы достигли своей цели - рассказать латышам про русских и русским показать, что мы с вами вместе, что мы хотим жить с вами вместе. Что мы понимаем: история такая, какая она есть, и в этом смысле и вы и мы ее жертвы.

- Вы этим спектаклем выполнили многолетнюю работу всех многочисленных интеграторов, которые освоили хорошие деньги, но так и не разобрались в том, что им собственно делать. Оказалось, все просто.

- Это важно, чтоб латыши сказали русским: «Мы не стоим к вам спиной». Мы думали о том, что мы можем сделать, чтоб эту трещину преодолеть.

Хотя в Риге чисто исторически, даже в начале прошлого века, когда она была мультикультурным городом, все равно общины жили довольно разрозненно. Это, наверное, наша северная черта. Конечно, это никогда не относилось к творческой среде, где этнические границы стираются.

- Почему вас в театре это обеспокоило настолько, что  захотели этим заняться?

- Последней каплей было то, что началась война в Украине. Стало ясно, что мы не можем не считаться друг с другом, что это опасно.

Мне кажется, с обеих сторон так неразумно гневаться друг на друга,  упрекать в исторических грехах, обзываться оккупантами, гансами. Мне кажется, мы должны быстрее расти, быстрее становиться умнее, чем наши политики, которые не понимают, как эту интеграцию устроить.

Мы 50 лет живем вместе и все еще про какую-то интеграцию разговариваем. Убого, по-моему. 

- Политики на этом хорошо зарабатывают.

- Они на всяких разговорах зарабатывают. Нам было важно понять, какой вклад мы можем внести в это сближение.

- Чем занимаетесь после Медеи?

- Сейчас делаем спектакль с режиссером Гатисом Шмитсом о политической кухне. Хотим понять, что произошло с нашим государством за эти 25 лет.

Вроде бы мы свободные, но удовлетворения это что-то не приносит. И где она, наша интеллигенция? Почему стихла и не подает голоса, когда это необходимо.

Название спектакля — «Каркли» (Ивняк). После «Медеи» это очень интересно — настоящая исследовательская работа. Потом будут проекты с Владом Наставшевым, с Алвисом Херманисом.

Снимаюсь в кино и 1 ноября на экраны выходит фильм Виестурса Кайриша «Хроника Мелании», который, надеюсь, тоже поможет хоть немножко понять наше прошлое. Очень большое разнообразие ролей, и я этому рада.

Елена СЛЮСАРЕВА

Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

США официально закрыли программы USAID

Часть функций Агентства США по международному развитию переданы Госдепартаменту, заявил госсекретарь Марко Рубио. По данным ученых, закрытие USAID может привести к гибели 14 млн человек.

Часть функций Агентства США по международному развитию переданы Госдепартаменту, заявил госсекретарь Марко Рубио. По данным ученых, закрытие USAID может привести к гибели 14 млн человек.

Читать
Загрузка

«Заморозить зарплаты, заморозить бюрократию»: Ринкевич выступил за ограничение зарплат чиновникам

Президент Латвии Эдгар Ринкевич поддержал предложение о замораживании зарплат выборных государственных должностных лиц и министров. На пресс-конференции после встречи с председателем Сейма Дайгой Миериней президент заявил, что, что это уже обсуждалось в прошлом году, и тогда он сказал, что это работа, которую необходимо сделать.

Президент Латвии Эдгар Ринкевич поддержал предложение о замораживании зарплат выборных государственных должностных лиц и министров. На пресс-конференции после встречи с председателем Сейма Дайгой Миериней президент заявил, что, что это уже обсуждалось в прошлом году, и тогда он сказал, что это работа, которую необходимо сделать.

Читать

Не успели: общий билет на поезда и общественный транспорт Риги откладывается на неопределенный срок

 Введение единого билета рижского муниципального транспортного предприятия "Rīgas satiksme" и АО "Pasažieru vilciens" (PV) откладывается, выяснило информационное агентство ЛЕТА.

 Введение единого билета рижского муниципального транспортного предприятия "Rīgas satiksme" и АО "Pasažieru vilciens" (PV) откладывается, выяснило информационное агентство ЛЕТА.

Читать

Авен обвинил главу латвийского МИДа Байбу Браже в политической предвзятости

Имеющий двойное гражданство Латвии и России миллиардер Пётр Авен обвинил министра иностранных дел Латвии Байбу Браже в стремлении сохранить его в санкционном списке ЕС по личным и политическим мотивам. По словам бизнесмена, обвинения в связях с Кремлём и отмывании денег являются голословными и противоречат решению суда Великобритании по так называемому «досье Стила» (Steele Dossier).

Имеющий двойное гражданство Латвии и России миллиардер Пётр Авен обвинил министра иностранных дел Латвии Байбу Браже в стремлении сохранить его в санкционном списке ЕС по личным и политическим мотивам. По словам бизнесмена, обвинения в связях с Кремлём и отмывании денег являются голословными и противоречат решению суда Великобритании по так называемому «досье Стила» (Steele Dossier).

Читать

Было два, стало три вице-мэра: мнение несогласных рижан приняли к сведению, но учитывать не стали

Во вторник после многочасовых дебатов заместителями мэра Риги Виестура Клейнбергса ("Прогрессивные") были избраны Эдвард Ратниекс (Национальное объединение), Вилнис Кирсис ("Новое Единство") и Марис Спринджукс ("Объединенный список").

Во вторник после многочасовых дебатов заместителями мэра Риги Виестура Клейнбергса ("Прогрессивные") были избраны Эдвард Ратниекс (Национальное объединение), Вилнис Кирсис ("Новое Единство") и Марис Спринджукс ("Объединенный список").

Читать

«Другого пути нет»: Польша возобновит погранконтроль на границах с Германией и Литвой

Польские власти возобновят временный пограничный контроль на границах с Германией и Литвой. Соответствующее распоряжение, которое подготовит министерство внутренних дел Польши, вступит в силу 7 июля, сообщил на заседании правительства в Варшаве во вторник, 1 июля премьер-министр Дональд Туск. По его словам, это решение стало ответом на ужесточение контроля на границах ФРГ и призвано противодействовать нелегальной миграции.

Польские власти возобновят временный пограничный контроль на границах с Германией и Литвой. Соответствующее распоряжение, которое подготовит министерство внутренних дел Польши, вступит в силу 7 июля, сообщил на заседании правительства в Варшаве во вторник, 1 июля премьер-министр Дональд Туск. По его словам, это решение стало ответом на ужесточение контроля на границах ФРГ и призвано противодействовать нелегальной миграции.

Читать

Опасно же! Люди требуют дополнительный пешеходный переход, хотя чуть дальше уже есть «зебра»

Сын жительницы Бауски Анды недавно отправился на летние каникулы и до сентября попрощался с общежитием Рижского технического колледжа, где он проживал во время учебы. Однако Анда с тревогой ждет возвращения сына в учебное заведение — беспокойство вызывает нынешняя организация дорожного движения в столице.

Сын жительницы Бауски Анды недавно отправился на летние каникулы и до сентября попрощался с общежитием Рижского технического колледжа, где он проживал во время учебы. Однако Анда с тревогой ждет возвращения сына в учебное заведение — беспокойство вызывает нынешняя организация дорожного движения в столице.

Читать