"Центральная избирательная комиссия (ЦИК) отказалась проводить референдум об автономии русских школ. С помощью референдума Русский союз Латвии хотел добиться того, чтобы каждая школа Латвии сама выбирала на каком языке вести преподавание. ЦИК заявил, что эта просьба противоречит Конституции. Основной закон страны гласит, что государственным языком Латвии является латышский язык и автономные права на любой другой язык не распространяются, - пишет обозреватель Latvijas Avīze Агрис Лиепиньш.
Уже неоднократно защитники русских школ устраивали акции протеста: выступали против перевода всех школ на латышский язык. По фотографиям и видео в СМИ видно, что в акциях принимают участие в основном люди старшего поколения, а школьников, которых реформа затронет напрямую, заметить сложно.
Некоторые комментаторы уже отметили, что это означает, что молодежь не против получения образования на латышском языке.
Я тоже хочу закрыть глаза и начать верить в то, что интеграция на базе госязыка началась. И если это так, то на какую аудиторию рассчитывают защитники русских школ? Кто те молодые люди, которых они надеются собрать под своими флагами? Откуда они возьмутся?
Наши собственные слуги народа с красно-бело-красными ленточками на лацканах позаботились о том, чтобы русское сообщество в Латвии сплотилось. Всё навязчивее звучит голос, убеждающий открыть границы для привлечения рабочей силы из третьих стран. В соответствии с решением нашей страны, мы готовимся в очередной раз наступить на те же грабли, на которые после Второй мировой войны наступили и Западная Германия, Франция, Голландия, Бельгия.
Чтобы обеспечить развитие своего народного хозяйства, Западная Германия в конце пятидесятых начале шестидесятых годов создала целую схему по привлечению гастарбайтеров. Большая часть работников приехала к ним из Турции. Стоявшие у власти в то время политики наивно предполагали, что благодаря закону о труде, все приезжие позже вернутся к себе на родину. А случилось наоборот – попав на чужую землю, они привезли с собой свои семьи, для членов семьи потребовали социальных гарантий, в том числе и обеспечение школьного образования.
Программу по привлечению гастарбайтеров учредили в 1961 году, заключив договор между Германией и Турцией. Его срок истек в 1971 году, но назад турки не уехали. На момент 2010 года в стране насчитывалось пять миллионов представителей этой национальности.
И у англичан все произошло похожим образом. В 1997 году, после победы партии лейбористов, они тоже открыли границы для привлечения дешевой рабочей силы. Шанс жить и работать в Великобритании использовали в основном жители новых стран членов ЕС, в том числе наши соотечественники.
А в 2011 году во время переписи населения выяснилось, что в 23 из 33 районов Лондона белые британцы стали меньшинством.
Чиновники, озвучивая статистику, говорили о демонстрации выдающегося разнообразия национальностей. Не знаю почему, но на ум приходит список от нашего Министерства экономики, состоящий из 237 профессий. Представителям этих профессий могут упростить въезд на территорию Латвии. Иначе наше народное хозяйство рухнет.
Не знаю, как там в Германии и Англии, но латвийским политикам не хватило и 27 лет для проявления политической воли, чтобы обязать всех приезжих получать образование на государственном языке. Принимая во внимание, что ожидаемые гастарбайтеры приедут в основном из России, Белоруссии и Украины, идею объединения русских вокруг автономии своих школ и их права самим выбирать язык обучения, можно оценить как враждебную и подрывающую основы государства".