-Я не сторонник преувеличения всего плохого и преуменьшения хорошего, я стараюсь взвешенно оценивать все происходящее, - пояснил свое кредо Рунгайнис.
-Есть реальность, через которую нужно пройти. Ликвидация последствий советской оккупации занимает очень много времени. Мы много сделали ошибок в этом за прошедшие 30 лет, но это потому что исправляла ошибки преимущественно постсоветская элита, которая и проводила их в жизнь. Нужно время, чтобы все изменилось...
-Надо ли было все ломать "до основания"?
-Конечно! В советское время ничего полезного здесь сделано не было. Наоборот - понастроили всякой ненужной всячины, изуродовали землю, поуничтожали людей...
-Чем были плохи "рафики", кофемолки...Разве не было смысла модернизировать производства, укрепить их, улучшить? Шли бы вперед, развивались, а мы тормозим теперь.
-Сейчас мы находимся на высшей точке развития и продолжаем подниматься. Я не буду перечислять всех экономических достижений Латвии последнего времени - о них легко прочитать в интернете. Например, у нас ведущее мировое производство по изготовлению рутеров - с огромным оборотом. У нас лес. У нас IT - ведущие в Прибалтике предприятия и рост этой отрасли на 20 процентов в год. У нас изготовление металлоконструкций. У нас ведущее мировое производство составляющих для гидравлических насосов. У нас - уникальные реакторы для производства бактерий...
-А с виду и не скажешь, что у нас такое бурное экономическое развитие - люди уезжают, города пустеют на глазах, даже столица. Остающиеся жалуются на маленькие зарплаты и пенсии.
-Надо смотреть, откуда мы пришли. Эмиграция уже падает. В Литве убыль населения остановилась, скоро и у нас остановится. Народ подтягивается, возвращается домой.
-Кто ж вернется на среднюю зарплату 500 евро?
-Средняя зарплата уже давно больше тысячи. За 500 евро хорошего специалиста нанять нереально. Вон, тот же Лидл набирает продавцов - с двойной минимальной зарплатой.
-А цифры Римшевича? Он сказал: "Сегодня внешний долг Латвии приближается к 50% от ВВП, это 14 млрд евро. Хотя год еще не закончен. Сама по себе эта цифра еще не дает повод для пессимизма. Но темпы прироста этого долга дают. Если в 2019 году внешний долг был порядка 37–38%, в прошлом году 44–45%, в этом — 50%, а в следующем может быть уже 55%".
-У Римшевича своя жизнь и свои цели, он хочет попасть в определенную политическую струю. Долг, конечно, растет, но - страна через 10-15 лет будет втрое богаче, зарплаты вырастут минимум вдвое, ВВП - в 3-4 раза. Я, повторюсь, реалист.
Пессимисты замечают только плохое, но в целом люди в Латвии объективно живут лучше, чем в СССР. У них лучше продукты, лучше жилье, они отдыхают в лучших местах. И экономически сейчас лучше, и главное у нас - свобода и латышский язык.
Депопуляция происходит. Но она неизбежна. Так сейчас и в Европе, и в России. Везде люди стремятся в города из сельской местности. Но в экономическом плане никогда у нас не было такой бедности и такого неравноправия, как в советское время. Я служил в оккупационных войсках, поездил по стране, многое видел и знаю, что говорю.
-Но у нас 70 процентов стариков получают унизительно маленькие пенсии - чуть выше 300 евро. Почему такая успешная страна так плохо заботится о стариках?
-Они жили при СССР, занимались ерундой - запускали ракеты, ходили в Афганистан. А сейчас молодежь должна их обеспечивать. И она старается - в Латвии налоги одни из самых высоких в мире.
-Наши налоги, похоже, сжирают чиновники - вам не кажется?
-Да, излишки бюрократии есть, и это проблема. Но реформу по сокращению нужно проводить качественно, чтобы оставшиеся работали эффективно. В частном секторе очень нужны люди, важно их грамотно перенаправить. Бизнес это ведь не "теплые места". Там все надо делать быстрее, смелее. А специалисты сейчас нужны любые - главное, чтоб хорошие.
Елена СЛЮСАРЕВА