Изданный 25 марта министром здравоохранения Илзе Винькеле указ об ограничении оказания медицинских услуг, предусматривает, что в случае обострения хронических заболеваний, отправится к специалисту и пройти обследование до 12 мая будет невозможно.
«Знаю, что пациенты консультируются со специалистами в интернете, в том числе онлайн, используют различные платформы, звонят на телефоны, присылают мне электронные заключения… Один пациент шлет в одном формате, второй в другом, потому что нет единого стандарта, по которому мы действуем. Каждый выкручивается, как может.
Почти каждый день новые правила, предложения, решения… Не все работает хорошо, поэтому часто все меняется. Этим очень осложняется работа врачей, но еще большие сложности испытывают пациенты», - рассказывает Силиньш.
Семейный врач долго один не продержится
Семейный врач из Елгавского края Айнис Дзалбс рассказал, что пока справляется с приемом пациентов дистанционно, но если чрезвычайная ситуация продлится и после 12 мая, то он уже не сможет продолжать работать в таком же порядке: «Это уже нереально одному много месяцев поддерживать здоровье людей дистанционно, без помощи специалистов. Консультации специалистов должны быть доступны очно», - считает он.
Семейный врач Андрис Бауманис, который практикует в Риге, рассказал, что принимаются только такие направления и анализы, на которых есть отметка «срочно». Их нужно сделать в течении 24-х часов.
Бауманис считает: «Специалисты тоже могут получить маски и респираторы и работать как семейные врачи. Я не считаю, что их работу нужно так сильно ограничивать».
Чтобы не довести до инфаркта миокарда
Решение для этой проблемной ситуации ищут и в университетских больницах. Недавно в Страдиня ввели телефон помощи для семейных врачей. «Врач рассказывает, о какой проблеме своего пациента он хотел бы получить консультацию. Он может сразу же получить консультацию специалиста или ему будет назначено конкретное время, когда он сможет связаться со специалистом, чтобы принять решение о дальнейшем лечении пациента», - рассказала руководитель отдела коммуникации больницы им. Страдиня Янита Вейнберга.
Кардиолог Латвийского центра кардиологии Карлис Трушинскис отметил, что по этому номеру консультируются и врачи, и пациенты. «Каждый день можно дозвонится до кардиолога и инвазивного кардиолога. Мы особенно внимательны к тем, кто ждет процедуру по расширению сосудов, таких больных в день десятки. Если констатируем, что состояние человека критически ухудшилось, предлагаем ему ехать в больницу и получить процедуру в срочном порядке.
У нас уже есть несколько плохих примеров, когда отказавшись от операции для пациента высокого риска, тот получат инфаркт миокарда. Чтобы прогноз лечения не ухудшался, и лечение потом не стало сложнее и дороже, мы очень внимательно следим за теми пациентами, которым нужна была плановая операция. Да, большую часть операций мы отменили, но тех пациентов, кто в группе высокого риска, этих мы лечим», - рассказал врач.
В больнице Страдиня каждый случай теперь рассматривается очень индивидуально. Если нужно лечение, чтобы у человека не появилась инвалидность, лечение проводят.
Но не проводя диагностических исследований нельзя расширить круг тех, кому нужна плановая помощь.
Остается больше времени на пациентов
Обычный напряженный темп работы, который преобладал до Covid-19, больше не ощущается в Центре диагностической радиологии больницы Рижского восточного клинического университета. У врачей гораздо меньшая нагрузка, и каждому пациенту можно уделить больше времени.
Руководитель центра Мара Эпермане рассказала, что до 12 мая новых пациентов не принимают, за исключением тех, кому радиологические исследования полагаются по «зеленому коридору», а также тем, кто уже стоял в очереди и кому назначили время.
«После того, как чрезвычайная ситуация закончится, определенно будет большой приток пациентов, поскольку многие пациенты, которым были назначены обследования, вынуждены были от них отказаться, потому что они не попадают в категории, перечисленные в приказе министра здравоохранения. Например, хроническая боль в спине, длительная хроническая боль в колене или разрыв мениска и другие случаи, которые не оцениваются, как острые.
Перед Пасхой министр сказала, что мы хорошо держимся и ограничения, возможно, можно смягчить. Если обследования хронических пациентов разрешат, будет большой поток и нужно будет думать, как его принять, сохраняя осторожность перед Covid-19”, - говорит Эпермане.
Нужно решить, что вернуть
Вчера министр здравоохранения Илзе Винькеле заявила, что рассматривается вопрос о возобновлении предоставления определенных амбулаторных услуг. Это обсуждается с поставщиками услуг, а также с эпидемиологами и инфектологами.
«На этой неделе мы снова собираемся вместе и оценим практику медицинских учреждений, рассмотрим, что можно вернуть - если диагностику, то для каких групп», - заявила Винькеле.
Однако этот процесс осложняется тем фактом, что медицинский персонал часто оказывает как амбулаторные, так и стационарные услуги, что повышает риск передачи инфекции. Тем не менее, чиновники знают, что слишком долгое не предоставление амбулаторных услуг может повлечь за собой другие проблемы в будущем.