В супермаркетах цена на жареную миногу подскочила до 30 евро за килограмм, на Центральном рынке — до 25. Покупатели утверждают, что это рекорд: подобных пиков прежде не бывало. Доводилось слышать, что причина — слабые уловы рыбаков. Что же на самом деле происходит?
Однако вначале — о прошлом и настоящем этого рыбного промысла.
В Латвии есть поселок и край, на гербе которого изображена минога, — Царникава. Миногу тут ловят исстари.
— Сама Царникава (правда, в иной транскрипции) впервые упоминается в письменных источниках в 1211 году, а рыболовный промысел миноги тут ведут уже около 300 лет, — рассказывает депутат местного самоуправления Эдуард БУРГЕЛИС. — Этот деликатес подавали еще к царскому столу — для Екатерины II. По одной из версий, приезжая в Ригу, она побывала и в Царникаве и там впервые попробовала жареную миногу…
Версия вполне правдоподобная. Известно, к примеру, что по дороге в Ригу в 1764 году императрица остановилась в нынешних Пабажи и искупалась в заливе. С ее легкой руки курорт, который там начал складываться, получил название Катринбад (в 1920–е его переименовали в Пабажи).
Документально известно, что в Царникаве было создано одно из первых на территории Латвии рыбоводческих предприятий по искусственному разведению рыбы. Еще в далеком 1875–м. Предки царникавских рыбаков уже тогда заботились о том, чтобы восстанавливать запасы ценной рыбы.
А несколько лет назад в Царникаве был открыт краеведческий музей, центральное место экспозиции которого посвящено лову миноги. Тут представлены и старинный рыболовный инвентарь, и фотографии рыбаков далеких лет. Дом, в котором расположен музей, — копия хутора, находившегося в устье Гауи еще в середине XIX века. В нем жили рыбаки и паромщики, переправлявшие нуждающихся на другой берег реки. В 1966–м хутор был перевезен в Латвийский этнографический музей.
— Сегодня исторические традиции продолжают две промысловые артели, в которых работают и прямые потомки тех царникавских рыбаков. В первую очередь это Алдонис Лукинс и Виестурс Ринкевичс, чьи деды и прадеды рыбачили в этих местах, — продолжает г–н Бургелис.
Лов миноги ведут и индивидуальные предприниматели, которые ежегодно получают лицензии от местного самоуправления. А самоуправление несколько лет назад положило начало новой традиции — праздновать День миноги. Ежегодно он отмечается в августе. Так сегодняшние жители поселка отдают дань уважения предкам и рассказывают всем о своем самобытном прошлом и настоящем. Кстати, традиции эти оценили и в Европе: в феврале этого года минога внесена в Регистр национальных продуктов ЕС. Наряду с латвийским ржаным хлебом, который этой чести удостоился раньше…
Но вернемся к насущным проблемам. Чем объяснить нынешние рекордные цены на миногу? "ВЕСТИ" отправились к человеку, десятилетиями занимающемуся приготовлением этой рыбы — предпринимателю из Царникавы Янису КАРТУПЕЛИСУ.
Уловы упали в 100 раз!
— Виноваты слабые уловы миноги, — рассказывает он. — Как правило, осень — лучшее время для них: сентябрь, октябрь, ноябрь. В эти месяцы за ночь промысловики вылавливали до 2 тонн миноги, сейчас — от 20 до 100 килограммов. Однако о том, что запасы этой рыбы оскудевают, не может быть и речи. Просто в реках очень низкая вода, не было дождей — оттого и рыба не заходит в Гаую. Это касается не только миноги, но и лососевых. О чем говорить, если у многих на побережье во дворах даже пересохли колодцы…
Янис надеется, что ситуация изменится: западные ветры и дожди сделают свое дело — повысят уровень воды, и минога пойдет в Гаую.
Впрочем, ловят ее не только на Гауе. На Курземском побережье — на Венте, в Павилосте, в Литве, на Даугаве… Однако самый солидный промысловый лов ведется именно на Гауе. Тут же и больше всего переработчиков.
— В этом сезоне схожая ситуация не только у нас — повсюду нет уловов. Потому свежая минога, которую мы закупаем у рыбаков, стоит 13–15 евро за килограмм. А в прошлом году, к примеру, была 7–10,— продолжает собеседник.
На готовый продукт — жареную миногу — набрасывают цены и сами переработчики, и торговля. В итоге получается золотая рыба.
Впрочем, знатоки говорили автору этих строк, что причина высоких цен не только в уловах, но и в непомерных аппетитах рыбаков и непродуманном менеджменте. Сейчас рыбы не хватает, и они заламывают цены по максимуму. А если ситуация изменится — пойдут хорошие уловы, как не раз прежде бывало? Не придется ли тогда отдавать рыбу по бросовой цене? Прежде случалось, что отдавали и по 2–3 лата за килограмм, а покупателей не было: предложение превышало спрос.
А можно поступить по–другому. Держать все время одну среднюю цену. Каким образом? Когда миноги в мережах много — не продавать сразу всю, а часть оставлять и продавать постепенно. Мережные конструкции позволяют такое…
Миногу отправляли в Кремль
Но вернемся к моему собеседнику. Несмотря на "картофельную" фамилию, г–н Картупелис — из потомственных рыбаков. Дед и отец на лодках и траулерах ходили в море. Симпатичный домик на окраине Царникавы, коптильня для миноги построены на средства отца.
— Он в советское время поднялся, — не скрывает Янис. — Миногу тогда в Москву отправляли, в Кремль. Папа рисковал: оставлял что–то себе, коптил и продавал. За деликатесный продукт гурманы не жалели денег…
Сегодня латвийская минога в Россию больше не едет. Нынешнее эмбарго тут ни при чем. Виноваты таможни, границы, появившиеся в начале 1990–х.
— Не знаю никого, кто официально отправлял бы за эти годы миногу в Россию. Столько согласований, бумаг… Возможно, что–то везли, но контрабандой, — полагает собеседник.
Хотя россияне, знающие толк в рыбе, любят и помнят латвийскую миногу. А тот, кто приезжает в Латвию, обязательно наведывается за ней в рыбный павильон рижского Центрального рынка, в наши кафе и ресторанчики, где можно отведать деликатес. В Европе спрос небольшой: помимо Латвии, лишь в Эстонии и Испании миногу подают на стол. Поэтому ЕС и не регулирует объемы вылова.
В Латвии переработкой деликатесной рыбы занимаются свыше десяти фирм. БОльшая часть из них — в Царникаве. Янис Картупелис поставляет миногу в одну из известных торговых сетей. Работает с ней уже более 20 лет. На семейном предприятии несколько человек. Коптят миногу на ольхе. Печь только одна. Но строить дополнительные, по его словам, нет смысла: рыбы маловато.
Хозяин коптильни сам миногу не ловит. Покупает у рыбаков, у которых есть лицензии. Когда уловы весомые, они приезжают к нему, слабее — он гоняется за ними. Картупелис работает только с миногой из Гауи, поэтому пять месяцев в году занимается другим бизнесом.
— В августе, когда только появляется первая минога, цена всегда выше, — говорит хозяин коптильни. — Потом они опускаются. Однако в этом году, как видите, творится что–то ненормальное…
Во время сезона в сутки они коптят примерно 400 килограммов миноги. Потолок — 600 кг. Обычно он случается под Рождество.
В морозилке держать свежую миногу нельзя: будет горчить. Свежую не рекомендуется хранить и более двух суток. Само копчение вместе с подготовкой рыбы длится примерно столько же.
А что можно приготовить из свежей миноги дома или на природе?
— Поджарить на гриле. Не хуже шашлыка. Во всяком случае, оригинальнее, — советует знаток…
Из жизни миноги
А вот интересные данные о миноге, которые мы узнали в Царникавском краеведческом музее. Личинки миноги — нюрники — в реке проводят 3–6 лет. Достигнув 8–15 сантиметров, становятся взрослыми и уходят в море. Там способны преодолевать 250 километров, по 13 км в сутки. Через год–три возвращаются на нерест в реку. С 1960–х в Латвии начали и искусственно выращивать миногу. Она обитает в Рижском заливе и Балтийском море, а на нерест с осени до весны массово заходит в реки. Ежегодно в Балтийском море вылавливают около 250 тонн миноги, из них от 70 до 170 тонн — в Латвии…
За помощь в подготовке материала автор выражает признательность депутату Царникавского самоуправления Эдуарду БУРГЕЛИСУ и руководителю Царникавского краеведческого музея Майе САРКАНЕ.