В курганах можно найти и другие ценные предметы. Вот, скажем, ритуальные ракушки аж из Индийского океана, бусы из голубоватого содового стекла (его делали где–то на Ближнем Востоке, из водоемов добывали разные присадки — компоненты, близкие по составу к соде, а потом их добавляли в песок), серьги из самоцветов.
— Перед тем как все передать в Национальный музей Тувы, мы работаем с каждым предметом года два, подробно изучаем, описываем, — рассказывает археолог.
Тот, кто ждет романтики, показанной в голливудских блокбастерах, оказавшись на месте реальных раскопок, сильно недоумевает. Как и ваш корреспондент… Вот, скажем, глубокая яма, над которой археологи возились недели две (!), снимая почву слой за слоем, аккуратно очищая каждый камешек кисточкой, фотографируя и зарисовывая все. И — никаких тебе сенсаций.
В некоторых курганах находили останки одного человека, в других — женщин с детьми, в третьих — целые семьи. В большинстве курганов скелеты не лежали аккуратненько, а все кости были перемешаны: грабители, когда в древности искали ценности, переворачивали все. И нетронутые курганы теперь удается найти крайне редко.
— Но есть знак: если раскопаешь неразграбленное захоронение, то обязательно тут же пойдет дождь. Мистика? Конечно! — не скрывает Владимир Анатольевич…
Из ЛАТВИИ к центру Азии
Ради мистики или нет, но в этой экспедиции, которая проводилась в географическом центре Азии, участвовало шесть человек из Латвии, в основном студенты. На одном могильнике я застал Анастасию БУХОВЕЦ с тяжелой лопатой в руках.
— Я рижанка, но сейчас учусь в вузе в Питере на культуролога. Сюда приезжаю уже второй год: очень все впечатляет! — говорит мне Анастасия, и глаза ее горят. — В прошлый раз нашла тут челюстную кость, а недавно еще какую–то — ее теперь будут изучать… Захватывает, когда долго копаешь, дерн снимаешь, камни откатываешь и вдруг что–то обнаруживаешь! Вот, посмотри, обнажилась каменная кладка. Это вначале. Дальше надо по культурным слоям, по цветам оценивать все. На большой глубине песок белый, и, конечно, видно, где камень, где дерево, где что–то естественное или искусственно созданное. Словом, вот тут что–то может быть, а здесь уже границы места погребения…
Рядом с ней работала студентка факультета географии Латвийского университета Екатерина МАТУКО, она рассказала, как попала сюда и чего ждет:
— В Интернете прочла информацию о наборе волонтеров, и у нас на факультете висело объявление об этой экспедиции. Я сразу поняла: надо ехать! Причем я ведь не только учусь, но еще и работаю. И решила: если начальство меня не отпустит на месяц, тогда уволюсь, несмотря на то что сейчас работу в Латвии найти тяжело. Ведь возможность поучаствовать в ТАКОЙ экспедиции выпадает раз в жизни!
Работать, конечно, интересно, но и нелегко. Тут степь, нет ни ветерка, ни тени, и все время палящее солнце, температура под 40. Хотя еще хуже, когда дождь идет и все размывает. В жару работать тяжело, но можно, в ливень — нет… Захватывающее дело — археология! И не страшно мне могильники раскапывать. Даже не обязательно золото найти, хотя бы кость — уже радуешься!
И что еще ценно: за время экспедиции обзаводишься большим числом знакомых — из России, Франции, даже из Латинской Америки. Тут люди собрались с похожими взглядами на жизнь и интересами, поэтому с ними легко находить общий язык. По вечерам здесь песни у костра, в свободное от раскопок время по горам ходим, с разными интересными гостями встречаемся, — делится впечатлениями студентка…
Тайна таежного поселения
Самые ценные находки обнаружили в могильнике, который находился буквально в сотне метров от палатки вашего автора. Тут работами руководил археолог из Ростова–на–Дону Сергей СКУДИН, которого я застал в яме на глубине около двух метров: он аккуратно очищал деревянные стенки погребальной камеры.
— На глубине 3,5 метра лиственничный сруб выложен, бревна для пущей сохранности обкручены берестой, — показывает кусочки древесины Сергей. — У входа мы нашли останки: здесь был похоронен головой на север хранитель захоронения. А в самой камере, хотя могильник и был в древности разграблен, мы нашли куски железного скифского ножа, поясное кольцо, бусины из сердолика, индийские ракушки каури, которые высоко ценились. В ограде захоронения откопали олений камень — так называли обработанные стелы с рисунками, где часто изображался рогатый зверь…
Но вот уж действительно особенным оказалось найденное археологами в 8 километрах от нашего базового лагеря затерянное в тайге древнее поселение. Чтобы попасть туда, из степи добирались или пешком, или, когда с большим количеством вещей и снаряжения, на "уазике". Эта машина — зверь, но и она мучилась, стонала, когда проходила по таежной топи и взбиралась на размытые дождями глинистые холмы. 8 километров мы проехали часа за два!
На месте меня встретил археолог из Питера Тимур САДАКОВ — и сразу повел к раскопкам. Только представьте: 25 археологов раскопали поселение размером около 4 000 квадратных метров! Парни и девушки снимали лопатами слой таежно–степной почвы, обмахивали кисточками любой найденный предмет, копали глубже, пока не открылся ров и не стали видны границы поселения с укреплениями — валом.
— Это послескифское, но дотюркское поселение. Внутри мы нашли много железа: видимо, где–то рядом в горах были его добыча и производство (плавили в горнах). Главное, нам надо успеть все сделать до того, как здесь начнут прокладывать железную дорогу. Поэтому работаем с самого раннего утра и до тех пор, пока все, что запланировали, не выполним. Для кого–то это просто работа, для других — дело жизни, — говорит Тимур Садаков.
Ваш автор прошелся по границе раскопок уже на самом закате. Деревья отбрасывали в центр поселения глубокие тени, которые качались — словно духи из иных миров пришли проверить, как работают археологи и что на месте этого древнего поселения им открылось.
Даже не верилось, что вот здесь, в диких, не испорченных человеком местах, уже через пару лет могут проложить рельсы и вагоны будут вывозить из Тувы уголь для заводов на Урале… Впрочем, это еще как духи здешних мест позволят! Уже появилась информация, что, может, на радость всем защитникам природы, проект железной дороги заморозят. И уже почти на все сто процентов известно, что экспедицию продлят еще на один сезон, на все следующее лето, ведь Долина царей, древнейшие курганы и поселения хранят столько секретов, что даже не снилось археологам из других мест Земли. Кажется, Тува, как и прежде, будет свято и строго хранить свои тайны…
P.S. За помощь в организации поездки в Туву корреспондент "ВЕСТЕЙ" благодарит директора пивзавода Bauskas alus Владимира БАРСКОВА.
(!) Продолжение о большом путешествии "ВЕСТЕЙ" по Сибири читайте в следующих номерах.