Спящих младенцев кормят, сунув бутылочку в рот, детей редко выводят на свежий воздух, они живут в одиночестве без особенного внимания и тепла со стороны взрослых. Такое отношение к воспитанникам центра социальной опеки Rīga обнаружили журналисты программы «Запрещенный прием» LTV. Об этом пишет Rus.lsm.lv.
Во время операции «Нянечка» журналистка LTV устроилась на работу в центр социальной опеки на ул. Капселю, где проработала почти 10 полных рабочих дней, или около 78 часов. Когда корреспондент начала задавать вопросы персоналу, руководство сообщило, что на место решила вернуться сотрудница, которую журналистка замещала — и работа завершилась.
Позже в интервью LTV глава центра Инесе Паудере признала, что обнаруженные факты стали сюрпризом и для нее. Руководитель пообещала «определенные репрессии», чтобы улучшить качество жизни детей. Но делать это придется в любом случае — после эфира LTV Минблаг сообщил, что Инспекция по защите прав детей обнаружила в детдоме нарушения, в том числе физическое и эмоциональное насилие. Ведомство пообещало оценить ответственность должностных лиц.
Требований к журналистке, которая пришла устраиваться на работу, было немного — 9 классов образования, опыт работы с детьми (его у девушки не было, хватило присмотра за малышами соседей и родственников). Зарплата за полную ставку — максимум 400 евро «на бумаге». Обязанности — забота о младенцах, кормление, мытье, смена подгузников, одевание, прогулки, игры и так далее.
Смена длится 24 часа, начинается в 8 утра. В месяц может быть около семи смен.
Там, где работала журналистка, в данный момент семеро детей — четверо совсем маленькие, младшему четыре месяца, старшему — шесть. Двое годовалых — и двухлетняя девочка, которая из-за проблем со здоровьем пока живет с малышами.
Есть игровой зал, кухня, где готовят смеси для младенцев. В помещении шесть пеленальных столиков, кресла, качели, кроватки, а также множество игрушек, одежды, бутылочек. Комнаты светлые и уютные, в первый момент кажется — все прекрасно.
Самым маленьким еду готовят на месте из сухих смесей, большим — несут из кухни, которая находится во втором здании.
Постепенно журналистка от коллег узнала, что с детьми сложностей нет, проблема в том, что маленькая зарплата, по ночам не удается выспаться и нет телевизора. Он раньше был, но ради безопасности детей его убрали.
Иногда к детям приходят логопед и физиотерапевт. Некоторым малышам дают специальные лекарства и витамины, но этим занимаются сестры. Самых маленьких кормят по графику из бутылочек.
У каждого малыша своя смесь, своя бутылочка с именем. Во время кормления ребенок лежит в кроватке, нередко спящий. Бутылочки одну за другой отправляют в рты. Чтобы бутылочки не перевернулись, под них подкладывают пеленку или полотенце, чтобы не пришлось держать.
Детей на руки не берут — журналистка видела только одно исключение. Приглашенные LTV специалисты возмутились: брать на руки нужно непременно, это первый контакт ребенка с миром.
Троим детям постарше еду приносят из кухни. Одного сажают в стульчик, второго — на колени, так быстрее. Перед кормлением руки подопечным накрывают пеленкой — чтобы не заляпали одежду и не мешали кормить.
Хотя дети уже в том возрасте, когда их надо постепенно приучать есть самостоятельно и пользоваться ложкой, ничего такого не происходит — это занимает время.
Наружу малышей тоже почти не выводят. Журналистка поговорила с одной нянечкой, которая обосновала отсутствие прогулки: прохладно, и начальство на этом не настаивает.
Разговор состоялся 26 октября. До этого последний раз дети были на улице 21-го.
По инициативе журналистки LTV детей пару раз на улицу все же вывели. Согласно графику прогулок в сентябре, за 31 день малыши были снаружи семь раз — по полчаса.
Однако хуже всего ситуация с играми и движением. Никто по-настоящему с этими детьми не возится, не пытается им что-то показать, чему-то новому научить. С малышами не говорят, хоть они пока и не отвечают. Младенцы жизнь проводят в одиночестве — сами по себе.
Воспитатель в это время заполняет документы, иногда гладит детей по голове. Потом сидит в мобильном телефоне — и рабочий день закончен.
Малышей после кормления сажают в креслица и пристегивают, чтобы не упали.
И так целый день: или в кроватке с бутылочкой, или в креслице, где даже не можешь двигаться. И, чтобы не было скучно, перед носом повесят игрушку.
Только раз журналистка заметила, что малышей перенесли в специальный манеж — пусть и небольшой. Шестимесячная девочка активно двигалась, остальные лежали и не думали переворачиваться — и никто им не помог.
У троих детей постарше свободы больше.
Когда они не едят или не спят, их сажают в манеж, где можно поиграть — есть чем.
И на 40 минут в день каждый гуляет в ходунках, хотя специалисты такой способ перемещения критикуют. Если малышам не позволяют ползать, не стимулируются речевые центры — не развивается способность говорить.
Специалисты увиденное описывают как насилие в отношении детей.
В этом филиале работают двое физиотерапевтов — и, согласно графику, в конкретные дни специалист должен прийти. Однако никого нет — оказывается, доктор в отпуске.
Журналисты LTV сделали вывод: точность и режим тут касается только малышей, но не персонала. Например, несколько рабочих дней на месте не было воспитателя, в течение дня за малышами смотрела только нянечка.