Цена смерти
В марте 2010 года 54-летний Игорь Воротинов, на тот момент проживавший в США, застраховал свою жизнь на два миллиона долларов. Мужчина неоднократно жаловался на проблемы с сердцем. В случае его смерти деньги должны были достаться его супруге Ирине.
В январе следующего года Воротинов поехал на две недели в Минск, после чего вернулся в штат Миннесота. Спустя два месяца он снова отправился в Белоруссию, а в апреле якобы попал в больницу из-за проблем с сердцем. Жена и сын приехали его навестить, но вскоре вернулись домой в США.
По словам очевидцев, последний раз Игоря видели в Кишиневе: мужчина с родственником пил алкоголь в одном из баров.
В начале октября в молдавской деревне Кожушна обнаружили тело мужчины с паспортом Воротинова, его гостиничными картами и мобильным телефоном. По словам местного следователя, покойник лежал в кустах у дороги. Следователи не заметили на теле усопшего признаков насильственной смерти. К моменту обнаружения труп начал разлагаться.
Заручившись помощью сына, полицейский привез мертвеца в государственный морг Кишинева — полуразрушенное одноэтажное здание без специального холодильного оборудования и кондиционеров. Судмедэксперт заключил, что мужчина умер от сердечного приступа.
Получив сообщение о предполагаемой смерти бывшего мужа, Ирина Воротинова немедленно прилетела в Молдавию. 52-летняя женщина опознала в умершем супруга и предупредила о кончине отца двух взрослых сыновей. Забрав свидетельство о смерти, она кремировала тело и вернулась в США с его прахом.
Спустя месяц Ирина организовала похороны на кладбище города Миннеаполиса, штат Миннесота. Проститься с Игорем Воротиновым приехали родственники и знакомые из России.
Воскрешение
В июне 2012 года старший сын Алкон поехал в Молдавию в гости к другу семьи и случайно заметил на одной из вечеринок живого отца. Как оказалось, найденный труп и прах в урне не имели к Воротинову никакого отношения. Тогда родители раскрыли сыновьям страшную тайну на два миллиона долларов.
Внезапное «воскрешение» отца сильно повлияло на Алкона, в то время как его брат предпочел оставаться в стороне. Сын, некогда смирившийся с кончиной родителя, испытывал сильные противоречивые чувства, сам он их охарактеризовал как «эмоциональные американские горки». Ему потребовалось время, чтобы прийти в себя после похорон и поминальной службы.
По словам прокурора, Ирина запросила деньги у страховой компании уже через три дня после фиктивных похорон мужа. Для подтверждения смерти Игоря страховщики запросили фотографию умершего, однако дело было продумано до мелочей. В сговоре принимали участие и сотрудники страховой компании, и полицейские, и судмедэксперт. Все они заявили, что на момент произошедшего у них не было на руках устройства с камерой.
В марте 2012 года Ирина получила два миллиона долларов. Согласно уговору, бывшие супруги разделили выплаченные «вдове» деньги. В течение следующих трех лет большая часть этой суммы была переведена на банковские счета в Молдавии, Венгрии и Швейцарии. 29-летний Алкон принимал участие в некоторых сделках, но позже отрицал свою причастность.
Другая жизнь
В то время как полиция и родственники считали Игоря мертвым, мужчина сменил имя. Теперь его звали Николай Патока, и он беспечно жил и тратил деньги на Украине и в Молдавии. Его старший сын Алкон продолжал навещать отца. Однажды на празднование Нового года он приехал вместе с матерью. Алкон подозревал, что рано или поздно регулярные поездки должны были привлечь внимание окружающих.
18 июня 2013 года некто анонимно позвонил в ФБР и сообщил, что Игорь Воротинов на самом деле жив и скрывается за пределами территории Соединенных Штатов под липовым именем. После очередной поездки к «мертвому отцу», 27 ноября того же года Ирину с сыном задержала служба таможенного и пограничного контроля США. У путешественников конфисковали личные вещи и подвергли их тщательному осмотру.
На компьютере Алкона нашли фотографии, подтверждающие фиктивность смерти Воротинова. На снимках, сделанных в 2013 году, мужчина позировал со своими родственниками. Полицейские занялись поисками неуловимого мошенника, а Ирину и ее сына арестовали. Испугавшись сурового наказания, Алкон предоставил компрометирующую информацию о родителях, однако в последний момент пошел на попятную.
Сын позвонил отцу, все еще находящемуся в Молдавии, и передал телефон прокурорам. Преступник на ходу выдумывал сложную историю своего похищения, чтобы выгородить бывшую жену. Он уверял полицейских, что друзья из Молдавии инсценировали его смерть, после чего выкрали его и забрали все деньги от страховой компании себе. Алкон решил подыграть отцу и добавил, что похитители требовали у него выкуп. По их словам, Ирина не была замешана в мошеннической схеме.
«Все это было так глупо — сочинять на ходу нелепую историю собственного похищения и инсценировки смерти некими похитителями, — отметил прокурор. — Он пытался выгородить Ирину, не поставив ее в известность, а в результате добился обратного результата: женщина во всем созналась».
Расплата по счетам
В 2015 году Воротинова и его жену обвинили в мошенничестве, связанном с почтовой и телеграфной связью. Ирина призналась, что участвовала в денежных операциях с собственностью, полученной незаконным путем. В 2016 году женщину приговорили к тюремному заключению на 3 года и один месяц. Алкон получил три года лишения свободы условно за пособничество. Теперь семье предстоит вернуть два миллиона долларов, полученных незаконным путем.
14 ноября 2018 года Воротинова арестовали в Молдавии и через три дня экстрадировали в США. 19 ноября он предстал перед судом в городе Миннеаполис, штат Миннесота. Финальное слушание и вынесение приговора пройдет в июле.
«Чета Воротиновых провернула довольно сложную схему, — пояснил федеральный прокурор в материалах дела. — Теперь мы знаем, что в Молдавии на самом деле был труп человека. Полицейские осматривали урну с прахом на кладбище города Миннеаполиса, и там действительно находились человеческие останки. Каким-то образом молдавских чиновников подкупили, чтобы они написали в документах, будто Игорь умер. Преступление было тщательно продумано и скоординировано».
Адвокат Ирины и ее сына Мэтью Мэнки отметил, что семье придется пожизненно расплачиваться за грехи Игоря Воротинова, доживая оставшиеся годы в нищете. При этом мошеннику все же удалось получить свое — несколько лет он беспечно жил в комфорте и богатстве со своей новой подружкой на территории Приднестровья.
***
Больший груз обязательств пал на плечи Алкона, который случайно ввязался в преступные проделки родителей. В ноябре 2011 года, когда Ирина подала мошеннический иск в страховую компанию, у нее произошел рецидив рака молочной железы. Она перенесла дорогостоящее лечение: две мастэктомии и химиотерапию, прежде чем остаться на улице с пустыми карманами. Ее дом продали на аукционе, чтобы покрыть долги. До вынесения приговора женщина жила в субсидируемом жилье, которое выделяют «нуждающимся уголовникам».
По словам Мэнки, Алкон пытался покончить жизнь самоубийством. Из-за смертельной болезни его мать признали нетрудоспособной. «Он будет расплачиваться за страховку до конца жизни», — заключил адвокат.
Вероника Гавриленко.