Итак, вчера Конституционный суд начал рассматривать иск, который был подан землевладельцами, чтобы оспорить ограничение их доходов по принудительной аренде земли только 3% процентами от кадастровой стоимости. Они хотят вернуть старый порядок: 6%.
В прошлом году землевладелица Соня Трауб подала иск в Конституционный суд, в котором указывает: с 1 января 2018 года ее доход значительно упадет. Что, понятное дело, истица считает совершенно несправедливым. К ней присоединились еще несколько землевладельцев: Эрикс Яунземс, Агрис Юрис Амолиньш, Михаилс Фарбухс, Солвита Зандере, Мара Дабровска, Жанете Ачука. Их иски были объединены в один, и вчера их начал рассматривать Конституционный суд.
Землевладельцы указывают: если в полную силу начнут работать поправки к закону, доходы истцов упадут в 3–5 раз или исчезнут вовсе. Таким образом, оспоренные нормы ограничивают их права, указанные в 105–й статье Сатверсме — о праве на собственность.
"Арендаторы требуют снизить платежи!"
Нормунд Шлитке, представляющий Соню Трауб, вчера заявил о недовольстве своей клиентки: ее арендаторы теперь требуют снизить арендную плату, ссылаясь на новые "потолки".
А как жить землевладельцу? Например, Инесса Никульцева рассказала об опыте Солвиты Зандере, которая унаследовала землю в 2013 году. Ее прибыль земли, если отнять налог на землю и НДС, составляет 333 евро, а с Нового года — и того меньше. Ведь у нее много расходов. Адвокат напомнила, что землевладелице нужно платить за обхозяйствование земли, рассылать письма жильцам (с требованием заплатить за аренду), да еще, если учесть, что она проживает в Канаде, ей же приходится нанимать в Латвии своего представителя.
В общем, арендаторы должны пожалеть эту даму из Канады!
— Клиентка приняла наследство, рассчитывая на другую ситуацию. Что же ей теперь делать? Вернуться на машине времени назад и отказаться от наследства? — задала риторический вопрос адвокат.
(Интересно, а мысль продать землю, если расчеты не оправдались, не приходила ей в голову? - press.lv)
Нормуд Шлитке также отметил, что его клиентка Соня Трауб проживает в Израиле — забыла латышский язык, а ей и письма приходится рассылать, и судиться с арендаторами. В общем, как и остальным землевладельцам, Трауб борьба за свое право на прибыль дорого обходится.
Что говорит сейм
Ответчиком по этому делу является латвийский сейм, который утвердил поправки. В своих пояснениях его представители указывают: принудительная аренда появилась вследствие земельной реформы. Поэтому законодатель посчитал себя вправе вмешаться в отношения аренды и ограничить размер оплаты.
Более того, после предыдущего приговора Конституционного суда по процентам аренды ситуация в латвийской экономике изменилась: выросла кадастровая стоимость земли, выросло число сделок с земельными участками в раздельном владении, вырос спрос на такое имущество, развилось представление о правовом статусе квартировладельца, а также закрепился принцип социально ответственного государства.
Новые нормы разработаны только на тот случай, когда землевладелец и владелец квартиры не смогли договориться о размере арендной платы. И цель у этого нововведения благая: оно должно способствовать росту благосостояния общества.
Ответчик также предупреждает: землевладельцы не могут ожидать от земли такой же отдачи, как при вложении высокого риска. (Кстати, 6% — это много. Такая отдача отнюдь не во всех сферах бизнеса может быть.)
И еще: землевладельцам бы дан срок до 1 января договориться со своими жильцами о новом размере оплате. Так что они получили достаточно щадящий переходный период.
Следует отметить, что 90% этих земельных собственников не являются бывшими владельцами земельных участков и их наследниками,
которым права собственности были восстановлены по закону "О земельной реформе". Эти собственники перекупили землю у бывших владельцев, и для них это целенаправленный, гарантированный государством бизнес, основанный на взыскании принудительной арендной платы, обеспечивающий им такую норму прибыли, которая в несколько раз превышает доход по денежным вкладам в любом банке мира.
Что еще более интересно: согласно действующему законодательству, собственники земли никаким образом не участвуют в содержании и обхозяйствовании своих земельных участков. Все эти обязанности возложены на собственников квартир. Именно они оплачивают работу дворников, покос травы, уборку и вывоз опавшей листвы и снега.
В результате реальные расходы собственников квартир достигают 10% от кадастровой стоимости (арендная плата плюс расходы на содержание земельного участка), в то время как собственник земли пользуется исключительным правом получать установленную законом арендную плату, которая с лихвой покрывает связанные с этим административные расходы.
Процесс будет продолжаться в ближайшие две недели. Вызвано множество экспертов из разных учреждений и министерств.