Для части грузов автомобильный транспорт - не вариант. Так что, транспортные компании, выбирая между Клайпедой, Ригой и Таллином, делают ставку на железную дорогу, рассчитывая при этом на адекватность своего контрагента. Некоторые иностранные инвесторы сделали ставку на Латвию: они вкладывали сюда деньги, открывали офисы, нанимали сотрудников. Но в итоге в бизнес-рулетке им выпало несчастливое число.
Если бы они вложили деньги в Литву, все было бы нормально. Но они не угадали.
Что же произошло на этот раз?
Вроде бы незначительное событие: глава белорусских железных дорог Морозов попадает в санкционный список. А дальше мы видим два варианта действий. "Latvijas dzelzceļš" приостанавливает сотрудничество с Белорусской железной дорогой, а Литва и Эстония продолжают.
Действия Литвы и Эстонии понятны. Физическое лицо включено в санкционный список, ОК, мы не должны сотрудничать с Морозовым. Поскольку сама Белорусская железная дорога под санции не попала, то сотрудничать с ней можно. Логично: если бы соответствующие структуры захотели включить БЖД в санкционный список, они бы так и сделали.
Действия Латвии тоже понятны, но под другим углом: а вдруг кто-то подумает о нас плохое? И этот "кто-то" - явно не компании, работающие в Латвии и инвестировавшие в латвийские порты - на них можно наплевать. Как и на эстонцев, которые могут попасть в Белоруссию только через латвийскую территорию.
Насколько я понимаю, в ЕС направлено письмо с просьбой разъяснить, как применять санкции, ответ ожидается. Когда-то он придет, но есть одно "но". В эти дни идет согласование транспортных планов на следующий месяц. Если не будет координации грузоперевозок на латвийском направлении, то их не будет. Не только белорусских, но и всех остальных. Те немногие, что простаивают с середины лета, простоят еще месяц.
А все убытки - речь идет не о центах, а о нескольких миллионах евро - покроет государство. Которое, к тому же, недополучит налоги с доходов предприятий-перевозчиков.
Как видим, налицо два разных отношения к бизнесу. Политические решения доминируют над бизнес-решениями. Так что, на мой взгляд, ее место в Индексе мировой конкурентоспособности закономерно и честно заслужено.
P.S. А если ЕС разъяснит, что с Белорусской железной дорогой можно сотрудничать - кому выставлять счет за убытки?