"То, что нужно было сделать еще в первые годы после восстановления независимости, случилось только на прошлой неделе: Сейм в окончательном чтении принял поправки к закону об образовании, которые предусматривают постепенный переход школ нацменьшинств на латышский язык, - пишет Элита Вейдемане в "Неакткариге".
В октябре прошлого года министр образования Карлис Шадурскис набравшись смелости из неизвестного источника, выдвинул предложение об этих изменениях. Хотя премьер Марис Кучинскис призывал отложить обсуждение этого вопроса до февраля (чтобы никто не мог использовать его как элемент предвыборной кампании), третье чтение прошло в марте. И "Единство" с большой помпой пришило эту ленточку на свое предвыборное знамя, хотя до этого вопрос перехода школ на госязык был несомненным козырем Национального объединения. Но в этом случае политическая ревность неуместна: хотя и с большой задержкой, но необходимая работа сделана - закон утвержден.
Однако рано радоваться и фотографироваться на память о свершившемся.
В забившихся трубах канализации продолжают вонять жданковские "борцы", обещая какое-то "вселатвийское" собрание родителей, на котором будут протестовать против латышского языка.
А горсточка русских эмигрантов встречаются в разных странах на своих комических флэш-мобах, чтобы написать ан листочке бумаги "поддерживают русский язык в школах Латвии", называя происходящее "геноцидом в чистом виде".
Конечно, нельзя запретить эти развлечения, особенно когда в "русская Германия, Таиланд, Конго и Камерун" полны школ, где обучение ведется на русском языке. Ах, нет? Как же так? Во всех этих "русских странах" русский на самом деле не первый, и даже не второй государственный язык? Печалька, но нет. И в школах там обучают на соответствующем государственном языке. А в Латвии нужно учится по русски, и только попробуйте возразить - это будет геноцид!
На этот "всемирный" бред стоит обращать не больше внимания, чем на скачки блох по воротнику соседской шубы. Куда серьезнее поступок партии "Согласие",
обратившейся к президенту Раймонду Вейонису с просьбой не провозглашать поправки, мотивируя тем, что они не отвечают ни Конституции, ни подписанным Латвией международным соглашениям, к примеру, Рамочной Европейской конвенции о защите прав национальных меньшинств.
Конечно, "Согласие" интерпретирует ситуацию в соответствии со своими интересами, подчеркивая, что конвенция относится и к русскоязычному меньшинству. Тут уж нужно будет постараться юристам канцелярии президента, чтобы развеять заблуждение "Согласия". Если только... Если только господин президент хочет реально противостоять недвусмысленной цели "Согласия": добиться возможности возвращения времен реального двуязычия в хрупкий период укрепления государственного языка. Если Раймонд Вейонис вернет поправки в Сейм, мы будет отброшены в далекое двуязычное прошлое.
Господину президенту нужно в эти дни набраться смелости и решить: быть со строителями национального государства, в котором каждый кирпичик дома говорит по латышски, или вместе с ревнителями двуязычия,
которые даже не скрываю своих целей за эффемизмами вроде "интеграции", "возможности для национальных меньшинств получать образование на родном языке" и т.д.
Нужно будет подумать - брать ли пример с президента Литвы Дали Грибаускайте, непоколебимость национального духа которой уже вошла в легенду, или с первого лица Эстонии Керсти Кальюланде, которая в поразительно короткое время нашла рецепт оптимальной уступчивости в отношениях с русскоязычными. Трудный выбор для нашего Раймонда".