"С огромным интересом жду, кем окажется первый, задержанный нашими спецслужбами шпион, личность которого пока не раскрывается. Очень хочется верить, что его задержание не просто операция в общественных отношениях, с целью прикрытия того постыдного факта, что Латвия, в отличие от соседних стран, так и не смогла идентифицировать ни одного агента иностранных спецслужб. Понятно, что необходимость предъявить результаты у наших служб стала уже очень гнетущей, многие задают разные неприятные вопросы все чаще, но сейчас рассмотрим немного другой аспект, - пишет Юргис Лиепкиекс на портале Puaro.lv.
Ни у кого, кто хоть на элементарном уровне ориентируется в политике и вопросах безопасности, нет никаких сомнений в том, что в Латвии действует весьма значительное число агентов российских спецслужб.
Кроме нескольких десятков шпионов, ведущих деятельность под дипломатическим прикрытием, и о которых хорошо осведомлены наши службы безопасности, соответственно за ними следят разным образом в круглосуточном режиме, в Латвии работает ещё большее число агентов без дипломатического прикрытия. Так называемые нелегалы.
Парадигма и принципы работы российских спецслужб подробно описаны в ряде источников. Более того, многие ведущие мировые разведывательные агентства переняли именно структуру и приёмы российских разведслужб времён Холодной войны. Нет ни малейшего основания полагать, что Латвия - в каком-либо смысле исключение и к нам не относится то, что известно о деятельности России в других странах.
Нелегально работающие в Латвии российские разведчики поддерживают связи с существующими агентами, завербованными в течение предыдущих десятилетий, и вербуют новых.
Эти, завербованные и работающие на российскую разведку агенты, граждане и неграждане Латвии, в свою очередь, подразделяются на информаторов, агентов оказания влияния и агентов саботажа /провокаций. Все завербованные агенты подразделяются на активных и «спящих».
Последние никакую незаконную, подозрительную деятельность в настоящее время не осуществляют. Наоборот, дабы отвести подозрения, зачастую выражают радикально национальные и антироссийские идеи и спокойно делают карьеру в политике, СМИ, общественных организациях и т. д.
Спящие агенты, в зависимости от специфики, могут оставаться таковыми в течение многих десятилетий. Например, ожидая, когда, наконец, станут министром или президентом, или руководителем Бюро по защите Конституции.
Также одна из основных задач активных агентов — это, конечно, устранение каких-либо подозрений в свой адрес и поэтому
сильная национальная, проамериканская, проНАТОвская и антироссийская позиция, несомненно, является обязательной для всех российских агентов.
Все это удивительным образом, похоже, многие в Латвии не понимают и считают — раз уж человек говорит на национальную тему, осуждает войну в Украине и выступает за ликвидацию русских школ, то он, видимо, не может быть российским агентом.
Многие, видимо, думают, что завербованные российскими спецслужбами, все как один вступают в «Согласие» или в какую-нибудь организацию русских соотечественников. К сожалению, это чепуха.
Хотя и особо не таясь, организации соотечественников финансируются из Москвы и работают не иначе, как в контексте мягкой силы официальной Москвы, агенты спецслужб не связываются ни с этими организациями, ни с громкими активистами защиты прав русских. Если бы они этого не делали, их было бы легко вычислить и нейтрализовать.
В контексте разведки задача этих негосударственных активистов, а также поддельных дипломатов, работающих в посольстве, является привлечение к себе максимального объёма ресурсов латвийских спецслужб, чтобы они меньше могли быть задействованы в других местах. Также - дезинформация и PR-акции. Это почти единственное, что можно делать, будучи на виду, и этим задачам они, несомненно, себя посвящают.
К тому же — что может выведать член недружественной стране НГО или депутат из оппозиции? Ничего. Его доступ к информации такой же, как у любого читателя газеты.
Настоящие шпионы, агенты влияния и информаторы, работают в министерствах и партиях правящей коалиции, высшем чиновничестве, армии и самих спецслужбах.
Следующая самая насыщенная агентами среда — большие СМИ, и только после идут НГО и оппозиция.
Я не говорю, что в «Согласии», например, нет людей, связанных с российскими спецслужбами. Есть. Если говорим о депутатах Сейма, то о двух-трёх я не сомневаюсь ни минуты. Но это небольшое число по сравнению с тем, сколько разнообразных российских агентов даже по самым скромным прикидкам есть в других, более важных и интересных местах.
Справедливости ради надо отметить, что не все агенты спецслужб знают, с кем именно они сотрудничают. Это особенно касается криминальной сферы, предоставляющей спецслужбам целый ряд ценных услуг. Кроме того, различных людей из обслуживающей сферы, которые далеко не всегда понимают, кто этот таинственный человек, который им платит, помогает, либо доказал, что с ними шутки плохи.
Возможности Латвии в контрразведке такие же, как военные, несравненно более слабые, нежели у России. И по бюджету, и по опыту. Также возможности в отборе персонала и его подготовке несравнимы. Каждый, работающий в Латвии нелегал российских спецслужб отобран из тысяч кандидатов и до перевода за границу получил два высших военных образования, одно из которых связано с разведкой.
Латвийская контрразведка, в противоположность этому, состоит из политологов, полицейских, прокуроров и юристов, которые хоть в последние года и обучались на различных курсах в США и НАТО, все же не проходили такого отбора, как те, кого они пытаются поймать.
Чтобы контрразведка была успешной, необходим обмен опытом, передача знаний, взаимодействие, которое, несмотря на большую помощь НАТО в консультативной и образовательной сфере, не возможно в столь малочисленных и малоопытных спецслужбах, как в Латвии.
Недостаток контроля над тем, что происходит латвийских спецслужбах является ещё одной причиной их слабости и коррупции. Как и тот факт, что сохранение пригретых мест, как иногда кажется, является единственной задачей этих контрразведчиков, которую они выполняют путём примитивного подлизывания к текущему политическому начальству.
И эту государственную тайну я могу вам открыть: в лизании разных мест начальству наши руководители служб безопасности — мастера, чемпионы мира.
Как бы то ни было, есть сила, которая неоднократно в истории доказывала свою способность компенсировать слабость спецслужб. Это бдительная общественность. Общество, которое понимает — в самый решающий момент, следует быть более осторожными и думать критически. Противник, в особенности, такой, как Россия, всегда намного ближе, чем кажется.
Я не имею иллюзий по поводу того, что сегодня российские спецслужбы сотрудничают только с русскими или негражданами. Конечно, это не так."
Юргис Лиепниекс.