Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Ср, 18. Февраля Завтра: Kintija, Kora
Доступность

«Я летала на этом самолете злосчастном»: как Орск переживает крушение Ан-148

 

Мемориал

Город Орск с населением в 200 тысяч человек погрузился в траур. Половина пассажиров самолета Ан-148, разбившегося в воскресенье в Подмосковье - уроженцы этого небольшого городка. О том, кого потерял Орск и как горожане переживают эту потерю - в репортаже Русской службы Би-би-си.

"Пожить бы еще"

Жительница Орска Альфия Гаусс летала в Москву на день рождения правнука. Домой она возвращалась тем самым воскресным рейсом "Саратовских авиалиний".

"Мы ехали забирать ее из аэропорта, и по радио сообщили эту страшную новость. Никогда я еще не воспринимала новости с таким ужасом", - говорит внучка Альфии Ирина, с трудом сдерживая слезы.

"Она очень часто летала именно этим рейсом к внуку, они летали вместе, я летала на этом самолете злосчастном. Ну кто мог знать", - сокрушается она.

Альфия Гаусс буквально за десять дней до оборвавшей ее жизнь катастрофы отпраздновала свой 76-й день рождения.

"Собирала, как всегда, самых близких. Она была очень оптимистична. Конечно, все тосты за здравие. И ее слова несколько раз произнесенные: "Так все хорошо, пожить бы еще", - вспоминает дочь погибшей, тоже Ирина, одетая по-траурному, в черное.

Женщина, потерявшая в катастрофе мать, долго смотрит в небо. "Судьба, наверное", - говорит она и вспоминает, что говорила с мамой по телефону в день ее вылета из Москвы. Договорились, что увидятся вечером: "К сожалению, не увиделись".

Вдвоем дочь и внучка погибшей смотрят на фотографии Альфии. Старшая Ирина улыбается: "Хорошие". Она признается, что тронута поддержкой и соболезнованиями. Того, что на ее пост в "Одноклассниках" о гибели Альфии в авиакатастрофе откликнется множество людей, в том числе и незнакомых, она не ожидала.

Спасатели на месте происшествия

"Не только город, не только область, страна вся. Да не только страна. И Германия, и Америка, и Греция, и Австралия - все пишут. И чувствуется, что искренне. Для меня, как для провинциалки, удивительно", - говорит дочь погибшей.

"Бабушка была замечательным, светлым, потрясающим человеком, который так неожиданно, в один миг исчез. Она всегда отдавала последнее, лишь бы все нам отдать, Я надеюсь, сейчас ей хорошо. Господь забирает лучших", - плача, вспоминает Альфию ее внучка.

"Город будто замер"

"Когда только появились первые сообщения о том, что самолет пропал с радаров, город будто замер, - рассказывает журналист городского сайта Урал56.ру Павел Лещенко. - Я ехал в аэропорт на такси, в машине не было музыки, слушали новостные каналы".

Вечером воскресенья, когда новость о разбившемся Ан-148 облетела город, многие жители поехали в аэропорт просто чтобы поддержать родственников и друзей погибших. То, что по меркам Орска аэропорт расположен далеко от города (до него почти 20 километров), их не останавливало.

"Я вышел [из здания аэровокзала] на улицу, поговорить по телефону - уже стоял букет цветов, перевязанный траурной лентой, - говорит Лещенко. - Через 15 минут букетов уже был десяток".

Многие таксисты в воскресенье возили людей в аэропорт и обратно бесплатно. В киосках, несмотря на повышенный для февраля спрос, цены на цветы снизили. Стихийные мемориалы появились и в аэропорту, и у памятника Ленину на площади перед театром (просто потому, что это главная городская площадь), и у вечного огня (там поставили стенд со списками пассажиров Ан-148), и у школ, где учились погибшие дети.

Уже в понедельник в Орск прилетели сотрудники МЧС - в 4-й городской больнице они проводят забор материалов для генной экспертизы у родственников жертв катастрофы. Провести опознание иначе невозможно - спасатели на месте крушения нашли полторы тысячи фрагментов тел.

Родственники в аэропорту

Спустя три дня после катастрофы люди продолжают непрерывным потоком идти к мемориалам, заваленным гвоздиками. Жители приносят плюшевые игрушки, свечи и фотографии тех, кого потеряли в катастрофе.

Жительница города Ольга пришла к возложить цветы в память о своих знакомых, погибших в катастрофе. Летевшую тем рейсом Людмилу Ковчугу, директора стоматологической клиники, она знала лично.

Врач-стоматолог с 40-летним стажем работы возвращалась из Москвы домой. В 1980-х Ковчуга работала в поликлинике Орска, а потом открыла собственную клинику. По стопам матери пошла и ее дочь - она учится на стоматолога в РУДН. В эти выходные Людмила как раз летела к ней в гости.

Ольга говорит, что Орск потерял людей, "которые для города сделали много доброго". "Это наша общая боль", - добавляет она. "Не укладывается в голове то, что произошло. Город маленький, все друг друга знаем", - признается другая местная жительница Светлана Киреева. В катастрофе погибли сразу пятеро ее знакомых.

"Когда с человеком сидел за одним столом сегодня, а завтра он превратился в частицы пыли после взрыва этого самолета - ну каково это", - говорит Светлана. Женщина, проработавшая 25 лет в МЧС, не может сдержать слезы, хотя на работе по пожарам повидала многое.

"Горожане тяжело это переживают, - говорит Светлана. - Конечно, хотелось бы знать, почему это произошло, что случилось с самолетом, но горю это не поможет. Знание причины не смягчит боль утраты".

Среди погибших знакомых Светланы - супруги Виктор и Зоя Анохины. Они возвращались из Москвы со свадьбы сына. Анохин - один из самых известных бизнесменов города, руководитель центрального городского рынка.

"Элита летала"

На борту разбившегося самолета оказалось много известных в городе людей. Билеты на прямой рейс до Москвы по меркам жителей Орска довольно дорогие - около 11 тысяч рублей. Большинство предпочитает ездить на такси до Оренбурга и уже оттуда лететь в столицу: рейсов больше, билеты дешевле.

"У нас этим рейсом "Саратовских авиалиний" люди из элиты летали. Улетают на выходные в Москву, чтобы отдохнуть, а в воскресенье возвращались", - объясняет один из жителей.

Главный энергетик Орского нефтеперерабатывающего завода Владимир Нормантович возвращался домой вместе с сыном Александром - он тоже работал на предприятии. Вместе с ними летел технолог из Швейцарии, сервис-инженер Ульрих Клаеуй. Завод в Орске был его четвёртым проектом в России.

Родственники в аэропорту"Там они на предприятии какой-то новый агрегат поставили, он должен был помочь его запустить", - объясняет один из местных жителей.

Антонина Козупица, которая тоже была на борту, возглавляла один из отделов управления федерального казначейства по Оренбургской области. Ее муж - полковник ФСБ Василий Козупица, бывший замглавы Орска, который сейчас работает депутатом местного горсовета.

22-летняя невеста игрока хоккейного клуба "Адмирал" Сергея Ильина Дарья Толмасова летела в Орск навестить жениха. "Адмирал" базируется во Владивостоке, но с августа прошлого года сотрудничает с орским "Южным Уралом" - по договору в последнее время Ильин выступал именно в нем.

На двери ресторана "Кавказская пленница" висит листок с надписью "В связи с трагическими событиями и гибелью нашего руководителя Севоян Варсик ресторан не работает". Ресторан - один из самых известных в небольшом Орске.

Табличка на дверях ресторана

47-летняя Варсик родилась в армянском селе Золакар, но вместе с мужем жила в Орске. До катастрофы ее не было в городе месяц, женщина гостила у 24-летнего сына Арама в Краснодаре, а потом вместе с ним полетела навестить в Санкт-Петербург 22-летнюю дочь.

"Мы вылетали почти одновременно. Сначала она в Орск, а мой самолёт до Краснодара был чуть позже. Я долетел, а вот она нет", - рассказал журналистам Арам.

На крыльцо к закрытой двери "Кавказской пленницы" подходит мужчина, он долго читает надпись, а потом молча закуривает. "Да, знал ее", - коротко отвечает он на вопрос, но рассказывать о владелице не хочет.

Через несколько минут к ресторану подъезжают другие представители армянской диаспоры - в Орске она очень обширная. Молодые мужчины долго говорят, курят, а потом садятся в машины и уезжают также неожиданно, как и появились.

"Не вернулся хозяин домой"

В числе погибших в катастрофе - предприниматель Виктор Долбин, который в городе был известен по громкому делу о мошенничестве: бизнесмен сначала пытался отсудить у партнера 150 млн рублей, а потом сам оказался в колонии.

Дом Долбина находится в частном секторе Орска, в окружении кирпичных особняков за высокими заборами. У бизнесмена остались жена и двое детей, рассказал его сосед.

"Я на этом рейсе человек 15 знал, в том числе, соседа моего, Витьку. Не вернулся хозяин домой. В Москву ездил по делам, кажется, туда-сюда, у него торговая сеть тут", - говорит он.

Мужчина вспоминает, как перед Новым годом ходил с соседом в баню. "К нам друг приехал, Яшка, из Германии, давно не виделись. Яше плохо стало, его в клинику отвезли. Смотрят, а у него рак легких, четвертая стадия. Ну он сразу в Оренбург, обратно в Германию. А одиннадцатого числа его закопали, все", - говорит он.

"И я Витьке звоню - слышал, говорю, Яшу закопали? Он уже знал, они близко общались. А теперь и он умер. А ведь только освободился, ему трешку наболтали до этого за махинации какие-то", - добавляет сосед.

По его словам, в Москву, где живет постоянно, сам он поедет на поезде - но не потому, что боится лететь, а из-за большого числа гостинцев. "А летать - ну, от судьбы не уйдешь", - вздыхает он.

"Он не умел смеяться"

11-классник Илья возвращался в Оренбургскую область с межвузовской олимпиады по обществознанию в Москве. На ней 17-летний школьник занял первое место.

Во вторник никто в 8-й общеобразовательной школе Орска, где учился Илья, говорить о случившемся уже не может. Исполняющий обязанности директора Вадим Стародубцев, высокий грузный мужчина, тихим голосом объясняет, что только вчера дал восемь интервью.

"Учительницу, классную руководительницу, увезли в больницу. У нее давление под 200. И некоторых школьников тоже. Мы журналистов теперь ни к детям, ни к педагогам не пускаем, извините", - говорит он.

До этого учительница рассказала журналистам, что в Москве на рейс Илью провожала мама, которая живет в столице. Она еще из Домодедово позвонила его бабушке и его подруге, чтобы рассказать, что он вылетел домой. О том, что Ан-148 разбился под Степановским, мама Ильи узнала, едва отъехав от аэропорта.

"Только она чуть отъехала от Домодедово - случилось это. Она вернулась и тут же позвонила сюда бабушке и девочке этой, которые перезвонили сразу мне", - говорила учительница Валентина Степанова.

В память о юноше ученики организовали в школе мемориал, но потом его решили перенести к памятнику Ленина. Туда во вторник пришла подруга Ильи. Девушка принесла к монументу портрет школьника и цветы. Она ставит на мемориал фото с улыбающимся одиннадцатиклассником и долго плачет.

"Не знаю, почему из школы портрет не принесли. Он был хороший, добрый. Все за справедливость боролся. Не умел смеяться. Очень умный, ездил на эту олимпиаду, хотел в Москве поступить в университет", - вспоминает девушка.

Ее пытаются утешить стоящие рядом пожилые женщины: "Какое горе, теряем самых лучших, молодых". Вероника продолжает плакать и еще долго стоит у памятника, несмотря на 15-градусный мороз.

Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

Компьютер из человеческих клеток: эта технология обещает оставить ИИ далеко позади

Они лежат в чашках Петри — крошечные, полупрозрачные, безмолвные. Их нельзя назвать людьми, но они и не просто клетки. Они растут, соединяются, посылают друг другу сигналы. Они «учатся». А в последние секунды своей жизни — вспыхивают активностью, будто прощаясь.

Они лежат в чашках Петри — крошечные, полупрозрачные, безмолвные. Их нельзя назвать людьми, но они и не просто клетки. Они растут, соединяются, посылают друг другу сигналы. Они «учатся». А в последние секунды своей жизни — вспыхивают активностью, будто прощаясь.

Читать
Загрузка

Кто же это? Рижанка через соцсети разыскивает добрых людей

С просьбой к окружающим обратилась рижанка в группе Зиепниеккалнс в Фейсбуке.

С просьбой к окружающим обратилась рижанка в группе Зиепниеккалнс в Фейсбуке.

Читать

Строить разрешили, а жить запретили: как наказали добросовестного гражданина

В Марупском крае разгорелся громкий юридический скандал вокруг частного дома стоимостью более 200 тысяч евро, строительство которого суд признал «незаконным» из-за грубой ошибки в проектировании и формального подхода со стороны строительных органов, рассказывает на своей странице в Facebook Адвокатское бюро Лауриса Клагишса.

В Марупском крае разгорелся громкий юридический скандал вокруг частного дома стоимостью более 200 тысяч евро, строительство которого суд признал «незаконным» из-за грубой ошибки в проектировании и формального подхода со стороны строительных органов, рассказывает на своей странице в Facebook Адвокатское бюро Лауриса Клагишса.

Читать

«Рухнет. Вся пенсионная система рухнет»: Инара Петерсоне

В Латвии набирает обороты спор о будущем второго пенсионного уровня. На платформе Manabalss.lv собрано необходимые 10 000 подписей за право отказаться от обязательного участия. Параллельно идет сбор подписей за разрешение добровольно полностью или частично изымать накопления.

В Латвии набирает обороты спор о будущем второго пенсионного уровня. На платформе Manabalss.lv собрано необходимые 10 000 подписей за право отказаться от обязательного участия. Параллельно идет сбор подписей за разрешение добровольно полностью или частично изымать накопления.

Читать

Лобовое столкновение фуры с автобусом: тяжелое ДТП на Лиепайском шоссе (ВИДЕО)

Тяжелое ДТП произошло сегодня, 18 февраля, в районе 20 часов на Лиепайском шоссе (A9), сообщает Sadursme.lv.

Тяжелое ДТП произошло сегодня, 18 февраля, в районе 20 часов на Лиепайском шоссе (A9), сообщает Sadursme.lv.

Читать

Жертва Инстаграма: итальянская деревня вынуждена закупать шлагбаумы с камерами по 20 тыс. евро

Деревня Санта-Маддалена в итальянских Доломитах столкнулась с наплывом туристов, который, по словам местных жителей, стал серьезной проблемой. Об этом рассказало агентство DPA.

Деревня Санта-Маддалена в итальянских Доломитах столкнулась с наплывом туристов, который, по словам местных жителей, стал серьезной проблемой. Об этом рассказало агентство DPA.

Читать

Как зарезервировать своё место в самолёте так, чтобы рядом с вами никто не сидел: совет бывалой пассажирки

Представьте: вы заходите в самолет, опускаетесь в кресло… и вдруг понимаете — рядом с вами никого. Ни локтя в ребрах, ни чужого пледа на вашем подлокотнике. Только вы, тишина и заветное свободное место, куда можно вытянуть ноги или устроиться по-настоящему удобно. В эпоху, когда расстояние между креслами словно тает с каждым годом, это почти роскошь. Но, как уверяют опытные путешественники, роскошь вполне достижимая.

Представьте: вы заходите в самолет, опускаетесь в кресло… и вдруг понимаете — рядом с вами никого. Ни локтя в ребрах, ни чужого пледа на вашем подлокотнике. Только вы, тишина и заветное свободное место, куда можно вытянуть ноги или устроиться по-настоящему удобно. В эпоху, когда расстояние между креслами словно тает с каждым годом, это почти роскошь. Но, как уверяют опытные путешественники, роскошь вполне достижимая.

Читать