При этом совершенно очевидно, что инициатива направлена против магазинов, торгующих литературой на русском. То есть на языке, являющемся родным для 37% населения страны. В связи с этим у нас возник вопрос: а как вообще ManaBalss отбирает инициативы? Если ли какие-то критерии, или можно объявить сбор подписей под чем угодно?
За ответами мы обратились к Дидзису Мелькису, руководителю ManaBalss по вопросам коммуникации.
-У нас на портале публично доступны критерии качества, которым должен соответствовать текст инициативы. Идея и предлагаемое решение должны быть основаны на достоверных и доказуемых фактах, - поясняет он. - Должны быть указаны пути решения. Например, важно, чтобы в инициативах о вопросах налогообложения указывалось из каких средств можно возместить уменьшение бюджета. Содержание инициативы должно соответствовать требованиям пункта 2 статьи 131.3 Регламента Сейма. Инициатива не должна содержать требований, очевидно неприемлемых в демократическом обществе или оскорбительных, не должна нарушать ценности, уважающие человеческое достоинство, свободу, демократию, равноправие, правомерность и права человека, включая права меньшинств. Инициатива должна выступать ЗА идею, а не содержать призывов выступать против людей, событий или идей.
- Например?
- Мы не сможем опубликовать инициативы, требующие отзыва какого-либо конкретного лица, уход с должности, отставку, уголовное преследование и другие действия, направленные против конкретного лица. Мы не будем публиковать инициативы, требующие что-то запретить, наказать, прекратить, отказаться и т. д.
...По словам г-на Мелькиса, на изучение приемлемости инициативы может уйти до двух недель, а то и больше: «Эксперты, с которыми мы сотрудничаем, консультируют авторов поданных инициатив бесплатно, в меру своих возможностей, поэтому сроки могут варьироваться. Эксперты в самых разных сферах - юристы, медики, чиновники, специалисты по городскому развитию, защите среды, борьбе с коррупцией»
«Как-то раз после мероприятия в одном самоуправлении ко мне подошел крепкий мужичок и сказал: я один из тех, чья инициатива не была опубликована, - продолжает он. - Я в первый момент напрягся, промелькнула мысль: ну, сейчас начнется! Но в итоге он произнес: благодарю вас! Вы так детально все разобрали!»
Конечно, бывают и курьезные инициативы, которые приходится отклонять. «Например, был забавный призыв восстановить производство "Адажских чипсов" со вкусом хрена, - вспоминает г-н Мелькис. - Ясно, что опубликовать такой призыв мы не смогли, поскольку коллективные заявления, предлагающие внести изменения в работу частного сектора, юридически невозможны. Но идея нас повеселила, мы даже переслали этот призыв производителям, чтобы те были в курсе заявок потребителей. И представляете, просто по счастливой случайности производитель как раз намеревался возобновить производство этой марки чипсов! Вот это был поворот! Кстати, производитель так проникся симпатией к автору этой идеи, что попросил у нас его контакты, чтобы выслать ему в подарок корзину с новыми чипсами... со вкусом хрена».
Другая курьезная идея, которая тоже так и не была опубликована, призывала всех жителей скинуться и передать свою завалявшуюся медную мелочь автору инициативы. Его аргументы звучали так: "Будем честны, вы все равно эту мелочь не используете, у вас эти копейки просто валяются по углам. Поэтому отдайте их лучше мне. А я, со своей стороны, обещаю ничего плохого с ними не делать."
И никакого ущемления прав!
И все-таки, будет ли одобрена инициатива, если она волей-неволей задевает права или интересы какой-то группы жителей? Г-н Мелькис уверяет, что ни в коем случае:
«Ущемлять интересы какой-то группы общества изначально запрещают опубликованные на платформе критерии качества, которых мы придерживаемся. Нам говорят, как же так, вот вы публикуете инициативу за правовую защиту пар, в том числе и однополых, но тут же отказываетесь публиковать инициативу о запрете прайдов! Никакого противоречия. В первом случае речь идет об обеспечении прав, которых сейчас люди лишены (наследовать имущество, быть в курсе вопросов, связанных с состоянием здоровья спутника жизни и т.п.). И лишение таких прав реально дискриминирует часть нашего общества.
В случае с прайдом речь идет о самовыражении, о свободе слова, собраний. Прайд не преследует антигосударственных целей и не покушается на Конституцию. Участники прайдов используют свое право на собрания и шествия, и не должны быть дискриминированы по половому признаку. В Сатверсме говорится, что " права человека должны соблюдаться без какой-либо дискриминации". Кстати, сам я никогда не участвовал в прайдах и участвовать не собираюсь, мой интерес к этому вопросу - чисто профессиональный".
...ManaBalss по праву гордится своими достижениями. Восемь инициатив при их содействии стали общегосударственными законами законами, например, об оплате государством стоматологической помощи детям в острых ситуациях. Удалось устранить дискриминацию в оплате труда педагогов дошкольных заведений, а прокремлевски настроенным лицам запрещено занимать должности в институциях государства и самоуправлений.
Семь коллективных заявок были поддержаны самоуправлениями. Среди последних – инициатива "За Рижский регион без заводов по сжиганию мусора", к которой прислушалось Ропажское самоуправление, приостановив проект строительства завода.
Так как всё-таки с книгами?
Все это, конечно, просто замечательно, и достижениям ManaBalss можно только поаплодировать. Но как все-таки быть с инициативой насчет обязательного 50-процентного присутствия книг на языках ЕС на полках магазинов?
Вот мы читаем:
«Ясно, что опубликовать такой призыв мы не смогли, поскольку коллективные заявления, предлагающие внести изменения в работу частного сектора, юридически невозможны».
Но ведь в данном случае речь идет именно о внесении изменений в работу частного сектора, в частности, торгующих литературой на русском сети магазинов Polaris и магазина Intelektuālā grāmata, которым придется перестраивать свой бизнес или вовсе отказываться от него.
«Мы не будем публиковать инициативы, требующие что-то запретить... Инициатива должна выступать ЗА идею».
Прекрасный тост, как говорят на юге. Но инициатива «за» легко оборачивается «против» конкретных людей. Например, давайте проголосуем за то, чтобы на улицах Риги могли гулять только блондины и брюнеты. А что делать рыжим? Их проблемы, пусть либо перекрашиваются, либо сидят дома.
Так и книжная инициатива формально за «языковое разнообразие», а на деле бьет по русскому читателю. Но ведь, цитируем г-на Мелькиса, «инициатива не должна нарушать ценности, уважающие... права человека, включая права меньшинств». И что же, никаких нарушений собственных «критериев качества» ManaBalss тут не обнаружил?
«То, что кому-то, в случае успеха инициативы, придется перестраивать свой бизнес, и есть техническая цель самой инициативы, - поясняет г-н Мелькис. - Насколько эта цель достижима, эффективна и соизмерима с учетом тех поправок, которые придется разработать для достижения главной задачи - чтобы на прилавках всех книжных магазинов Латвии большинство книг было на латышском или на языках ЕС – это уже вопрос политических дискуссий, если до них дойдет».
...О как! То есть перестройка бизнеса и есть цель инициативы!? А почему же этот самый принцип не сработал с случае с адажскими чипсами – со вкусом хрена? Может потому, что на сей раз речь идет не о хрене, а о русском языке? А что, на него «критерии качества» ManaBalss не распространяются?
Попытавшись прояснить этот вопрос, мы получили от г-на Мелькиса такой ответ:
-Критерии учитываются, но могут меняться в зависимости от ситуации. Если в условиях изменившейся ситуации символы и инструменты Российской федерации (в том числе и памятники, и диаспора граждан России, и русскозычные люди в целом, и местные названия, связанные с Россией) становятся символами и инструментами противозаконной войны, идущей в Украине и используются для смягчения и защиты, тогда применять другие подходы к критериям качества не только вполне допустимо, но и непременно следует это делать.
-Выходит, в данной ситуации можно без ограничений подавать любые инициативы, направленные против русских Латвии, в отличие, к примеру, от инициатив , задевающих сексуальные меньшинства?
- Подавать можно все, что угодно и когда угодно. Что касается законов, юридической составляющей и критериев – у всего этого есть свои цели, и чтобы их достичь, нужно меняться по определению в соответствии с внешними факторами. Незыблемы лишь принципы самой демократии. В известных обстоятельствах именно они становятся определяющими.
...Принципы, да... У Джорджа Оруэлла, если помните, обитатели «Скотного двора» тоже попытались сформулировать принципы общего жития, написав их на стене сарая. Только каким-то неведомым образом они все время дополнялись, и в результате принцип «Все животные равны», превратился во «Все животные равны, но некоторые равнее, чем другие».
Интересно, что же скажут эксперты ManaBalss, если дело вдруг дойдет до инициативы “Все граждане Латвии равны, но некоторые – не будем называть, вы и так знаете, о ком речь – неравнее”?