По информации Re:Baltica, крупнейший импортер российских ресурсов в Латвии — компания Transit Service Agency (TSA), предприятие-посредник, которое организует грузоперевозки, находит место для хранения товаров и занимается таможенными процедурами. За первые два года полномасштабной войны РФ против Украины, эта компания ввезла в Латвию товаров и сырья на сумму не менее 335 млн долларов США, говорится в материале.
TSA оказывает услуги одному из трех крупнейших предприятий Лиепайского порта — Liepāja Bulk Terminal, основным видом деятельности которого является транзит зерна и других сельскохозяйственных товаров. На эти товары приходится половина грузов в Лиепайском порту, говорит председатель правления предприятия Юрис Матвеев.
«Если бы границу резко закрыли, и мы говорим не только о России, но и о Центральной Азии, то для Лиепаи это означало бы по крайней мере 1000 рабочих мест, которые связаны с портом, — поясняет руководитель порта Улдис Хмиелевскис. — Для нас это будет практически второй Liepājas metalurgs».
Авторы статьи отмечают, что в отличие от экспорта, который за два года после начала полномасштабного вторжения РФ в Украину сократился всего на неполные 6%, объемы импорта падают гораздо быстрее. В прошлом году он составил лишь треть от довоенного уровня.
«Экспорт России — это источник, который напрямую питает ее военную машину. Как показывает проведенный Re:Baltica анализ, за первые два года войны Латвия больше всего ввозила из России зерна и сельскохозяйственной продукции, энергоресурсов и металлических сплавов.
Министерство экономики возобновило публикацию списка латвийских экспортеров в Россию раз в квартал, но данные об импортерах не обобщает. В распоряжении Re:Baltica оказались данные российских таможенных деклараций. Из них мы выбрали 20 крупнейших в Латвии импортеров российских товаров и ресурсов. Из этих данных невозможно сделать выводы, какие из этих товаров провозятся транзитом, а какие остаются в Латвии.
Половина компаний в этом топе — латвийские. Вторая — несколько международных гигантов и компании, которые только выглядят иностранными, но на самом деле связаны с Россией»,— говорится в статье.
Единственным, кто согласился на беседу c Re:Baltica, стал председатель правления Liepāja Bulk Terminal Юрис Матвеев. По его словам, прямых договоров с РФ нет. Из 2,5 млн тонн зерна и других продуктов, которые за год переваливает терминал, в Латвии за два года хорошо если осталась 1000 тонн, а остальное отправляется далее европейским и американским потребителям. Владельцы инвестировали в терминал 50-70 млн евро, на предприятии работают 374 жителя Лиепаи, а налогов в прошлом году заплачено на 5,8 млн евро. Не повезут лиепайчане — повезут другие. Российское зерно, например, закупает второй по величине трейдер в США.
«Все зарабатывают на этой войне. Не будьте наивными»,— сказал Матвеев Re:Baltica.
«Больше всего нас беспокоит неизвестность и отсутствие решений — это будет стоить столько и столько. Вы же видите, какие идут дискуссии. Нет никаких вопросов: от этого направления нужно отказаться. Надо так надо — мы не против, но на это требуется несколько лет, — говорит Матвеев. — Но почему мы не говорим о том, что с тех пор, как пять лет назад в портах начался спад и было ясно, что грузы уходят в российские порты, мы ничего не сделали, чтобы наладить внутренние перевозки по железной дороге? Сколько уже министров сменилось, а дальше разговоров дело не пошло».
Годовые отчеты крупнейших импортеров показывают, что в первый год войны все они получили прибыль. И вряд ли кто-то будет готов добровольно от нее отказаться, говорится в материале Re:Baltica.