“Разве работая на доставке не нужно знать госязык? Я часто использую приложение Bolt Food. Я в шоке - сколько раз заказывала, столько раз еду мне привозили смуглые ребята. Не знаю, кто они такие. Говорят только по-английски. А у меня с этим английским плохо. Я очень недовольна. В прошлый раз 30 минут курьер мне звонил и искал мой адрес. Какой-то кошмар!”, - возмущается женщина.
В обеденное время центр Риги наполняется курьерами Bolt Food и Wolt. В пандемию многие люди стали заказывать еду с доставкой. И нагрузка на эти сервисы увеличилась многократно.
Опрошенные журналистами люди на улицах столицы не сошлись во мнении - нужно ли курьеру знать госязык. Многие отметили, что используют бесконтактную доставку.
“Требования Закона о госязыке предусматривают, что курьер должен знать госязык хотя бы на самую низшую категорию (A1). Нужно сказать, что для этого уровня требования не особо высоки (...). Но правила Кабинета министров предусматривают такой уровень”, - объясняет руководитель департамента контроля за языком Центра госязыка Виестурс Разумовскис.
Представитель центра еще добавил, что, исполняя обязанности курьера, теоретически можно вообще обойтись без сложной словесной коммуникации на латышском.
“А1 действительно самый низкий уровень. То есть нужно уметь простыми предложениями, простыми фразами рассказывать не о каких-то профессиональных вещах, а только о себе: как меня зовут, куда идти, в каком направлении. Даже нераспространёнными предложениями”, - объясняет Разумовскис.
Bez Tabu поговорили с одним из курьеров Bolt Food. Юноша оказался выходцем из Узбекистана. Зовут его Халид. Меньше месяца назад они приехал в Латвию, чтобы изучать здесь руководство предпринимательской деятельностью. Молодой человек признался, что многие его однокурсники работают велокурьерами. До сих пор, чтобы устроится на эту работу, хватало знания английского и русского языков.
“Я пока не знаю латышского, но стараюсь его выучить. Я думаю, что латышский язык не очень трудный. Люди, которые собираются остаться в какой-то стране на длительный срок, им нужно знать госязык. Но если люди приехали сюда учиться или как туристы, то знать госязык им не обязательно. Я до сих пор не сталкивался с людьми, у которых были бы огорчённые лица (из-за незнания Халидом латышского языка, - прим. ред.)”, - рассказывает юноша.
Разумовскис, однако, отметил, что «если лицо не использует государственный язык в установленном объеме, нарушая таким образом вторую часть статьи шестой Закона о государственном языке, против него возбуждается дело об административном правонарушении, и лицо привлекается к административной ответственности».
Руководитель компании Bolt в Латвии Карлис Кезберис рассказал, по каким параметрам они отбирают курьеров для работы:
“На данный момент, чтобы стать нашим курьером, нужно пройти такой небольшой тестик. И он на латышском языке. И это такой первый фильтр, который мы используем. Чисто практически, таких случаев, когда клиенту нужно коммуницировать с курьером, их очень немного. Все делается через приложение. Время от времени поступают жалобы, потому что сейчас количество курьеров уже растет. Понятно, что некоторые недостатки неизбежны. Следовательно, если есть курьер, который не усвоил то, что его просят выучить, и не предоставляет свои услуги в достаточно хорошем качестве, то ему могут запретить работать. В идеале сценарий вообще должен быть таким, что во время доставки клиент даже лица курьера не видит”.
Более половины курьеров Bolt Food являются выходцами из других стран, отмечает глава предприятия.
Штраф за незнание госязыка составляет до 700 евро.
В этом году Центр защиты госязыка получил 178 жалоб на нарушение использования латышского в разных отраслях.