Мэрия Мадрида решила переименовать улицы, названные в честь деятелей режима Франко. Эта мера вызвала полемику в обществе. DW разбиралась в причинах споров.
Улица павших бойцов "Голубой дивизии" будет переименована, как и другие, чьи названия имеют отношение к режиму Франко
Мэрия испанской столицы, в которой доминируют левые силы - популисты из партии "Подемос", коммунисты и социалисты - приняла в начале мая решение переименовать 52 городские улицы, названные в свое время в честь деятелей режима генерала Франсиско Франко.
Идею переименования левые выдвинули еще 10 лет назад, находясь в оппозиции, а придя к власти в Мадриде в 2015 году, решили ее осуществить. Правившие до этого в городе консерваторы из Народной партии (НП) противились переименованию, опасаясь протестов части столичной общественности.
Награждение бойца "Голубой дивизии" на Восточном фронте.
Диктаторский режим, воцарившийся в 1939 году после победы Франко в гражданской войне над правительством Народного фронта, существовал до 1975 года. Имена франкистов, в основном военных, по задумке нынешней мэрии, должны заменить названия в честь более достойных людей, список которых уже составлен.
Однако и сам факт переименования, и критерии отбора некоторых новых названий, как и опасались консерваторы, вызвали острую полемику. Инициаторов переименований обвиняют в желании переписать историю в свете левой идеологии или же присвоить улицам имена сомнительных личностей.
Защитники улицы генерала Мильяна-Астрая
Самая яростная полемика возникла вокруг переименования улицы генерала Мильяна-Астрая, создателя Испанского военного легиона. Во время Гражданской войны в Испании Хосе Мильян-Астрай воевал на стороне франкистов. Таблички с названием должны поменять уже в мае, поэтому на улице каждый день с утра стоит пикет противников переименования.
Мускулистые мужчины средних лет представляются DW как бывшие бойцы Испанского легиона. Мигель, ветеран миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине и в Косово, поясняет, что они делегированы, чтобы не допустить смены табличек. Ведь имя генерала - основателя Испанского легиона для них свято, а его участие в войне на стороне Франко они отрицают.
"Да, действительно, Мильян-Астрай был сторонником Франко, но не воевал на его стороне, - говорит Мигель, - к началу гражданской войны он был инвалидом. Руку и глаз он потерял еще в 20-е годы прошлого столетия". По мнению профессора политологии Мадридского университета Диего Лопес Бермудо, "авторитет Мильяна-Астрая среди военных по-прежнему велик. И это никак не связано с режимом Франко".
В беседе с DW политолог высказал мнение, что решение мэрии в отношении улицы, названной в его честь "было поспешным". Он не исключил, что городским властям, в конце концов, придется отказаться от этого решения "в виду протестов общественности".
В Мадриде исчезнет улица "Голубой дивизии"
Как следует из постановления мэрии, одна из улиц будет названа в память 200 жертв теракта 11 марта 2004 года, который устроили в столичных электричках международные террористы. Против такого названия, естественно, возражений ни у кого нет. А пока эта улица названа в честь павших бойцов так называемой "Голубой дивизии". В 1941-43 годах дивизия, состоявшая из добровольцев-франкистов, воевала в рядах вермахта на Ленинградском и Волховском фронтах.
Проспект, названный именем командира этой дивизии генерала Муньоса Гранде, получит имя профсоюзного деятеля Марселино Камачо. По мнению профессора Лопеса Бермудо, в отношении этого решения у него лично сомнений не возникает: "Муньос Гранде был одиозной фигурой даже среди франкистского генералитета. Заслуги у него были разве что перед Гитлером". Ну а что касается Камачо, то он "снискал уважение большинства испанцев - за свою последовательную борьбу в интересах трудящихся", говорит историк.
В свою очередь проезд генерала Франко, таблички с которого уже сняты, будет назван в честь ученого XVIII столетия Диего Торреса. Площадь каудильо, также посвященная диктатору, получит название мадридского пригорода Эль Пардо. А улица майора Сориты будет отныне называться улицей авиатора Сориты. В мэрии полагают, что таким образом этого человека потомки будут помнить лишь как выдающегося пилота, а не как офицера-франкиста.
Народу безразлично
Генерал Франко.
Жители подлежащих переименованию улиц - на них проживает примерно 50 тысяч человек - как свидетельствуют опросы общественного мнения, в основном остаются равнодушны к инициативе мэрии. Аналогичный вывод можно сделать и по результатам блиц-опроса, проведенного DW на улице генерала Давила.
Теперь она будет носить имя писателя Макса Ауба. В ходе опроса четверо живущих на этой улице молодых людей ответили, что не имеют понятия ни об одном, ни о другом. Так что им все равно, как называется их улица.
В свою очередь пожилые супруги, проживающие на этой улице, отметили, что имя генерала они знают с детства, а вот про писателя слышат впервые. Литератора немецкого происхождения, который творил в основном в Мексике, не знает никто и среди посетителей местного бара. Тем не менее, они дружно ответили, что переименование их особо не интересует. Впрочем, владелец заведения и кое-кто из посетителей выразили недовольство в связи с тем, что с переменой адреса придется менять все документы. А это хлопотно, хотя мэрия и обещает произвести обмены бесплатно.
Эксперты спорят
Политолог Лопес Бермудо считает это переименование вполне оправданным, учитывая, что генерал Давила, по его словам, "отличился перед Франко, но не перед Испанией".
Антонио Висенте Эрраес, преподаватель истории Мадридского университета и активист леворадикальной партии "Подемос" считает, что улицы в честь франкистов были "позором Мадрида, а их переименование - дар уважения борцам с диктатурой и нынешней испанской демократии". В беседе с DW он посетовал, что переименования не были сделаны раньше.
Со своей стороны Алехандро Хименес, сотрудник исследовательского центра Народной партии, полагает, что речь идет о попытке "переписать историю в свете идеологии очередных городских правителей". По его словам, "названия улиц - это свидетельство прошлого, которое следует воспринимать таким, каким оно было".