В Латвии гость из России чувствует себя комфортно – среда к тому располагает: «Я приезжаю в Латвию как домой! Все, с кем я разговариваю (я, к сожалению, не владею латышским, не владею английским) говорят по-русски. Сегодня я был в Домком соборе – охрана, кассир, человек, который там занимается реставрацией, все говорили по-русски.
Я дома! Дома в том смысле, что мне комфортно. Конечно, я турист, но мне как туристу комфортно. Так что я приезжаю и оставляю здесь свою любовь и свои деньги».
«Кидок» инвесторов, вложившихся в покупку латвийской недвижимости и затем поставленных правительством перед фактом, что за продление вида на жительство им придется выкладывать круглые суммы, Венедиктов комментирует так: Латвия рискует лишиться и этих людей, и их денег.
«У меня здесь много живет знакомых известных людей, часть из них теперь подумывает поменять резиденцию – не потому, что нет таких денег, хотя деньги большие. А потому, что для них это оскорбление.
Это как – мы садились в шахматы играть, а оказалось, что теперь играем в домино. Нет, мы могли бы и в домино – но садились-то играть в шахматы!»
В России скоро президентские выборы. Кандидатом «против всех» объявила себя Ксения Собчак. По словам Венедиктова, она публично выступает с теми темами, которые, конечно, «чрезвычайно некомфортны» для кремлевской администрации:
«Она говорит, что Крым - украинский, говорит, что приватизацию не надо пересматривать, требует выпустить политзаключенных. Отмена цензуры...
То есть она говорит всё то же, что говорит Навальный – только на федеральных каналах! Поэтому на данном этапе они действительно конкуренты.
Конечно же, администрация президента использует ее кандидатуру, чтобы легитимизировать Навального в том смысле, что он был единственным кандидатом оппозиции, а теперь – нет.
И конечно, надо понимать, что в Кремле и администрации сидят совсем не глупые люди, которые пытаются эту ситуацию повернуть на себя. Контролировать всю ситуацию они при этом не могут. По данным опросов, которые я видел, которые делает администрация президента, Ксения Собчак – на втором месте».
По оценке Венедиктова, если победит Путин, в России «будет то же самое, но хуже».
«Я не вижу никаких оснований к тому, чтобы отношения между Россией и Европой, Евросоюзом, Латвией потеплели. Понятно, что дело не только в Украине (хотя прежде всего – в ней). Не в конфликте (будем откровенны) между Россией с Украиной.
Но мы помним, что шпроты начались раньше. (Шпротами Венедиктов, по его признанию, в день интервью завтракал. – Прим. ред.) И мы же помним, что нынешняя правящая команда России категорически приемлет идею русского мира и, значит, внимательно следит, что происходит с русскими и русскоязычными в бывших республиках СССР – в частности, в Прибалтике, в Латвии.
История с русскими школами, языком, гражданством и так далее – это же никуда не денется, а значит – не улучшится. Нельзя представить, что ваш президент и Владимир Владимирыч сели, выпили – а тем более что Владимирыч бросил пить».
Ситуация в языковой политике в России местами сильно напоминает латвийскую, продолжил Венедиктов:
«Смотрите, что у нас в Татарстане происходит с языком? Очень похоже на вашу ситуацию! На самом деле, один в один. Думаю, что этим решением (отменить обязательное изучение татарского языка в школах Татарстана) Российская Федерация выбила у себя из рук аргумент по поводу русских школ у вас.
Что вы делаете в своем Татарстане тогда? Ну вот, то же самое! Национально-ориентированные партии (назовем их так, скажем мягко) своего добиваются. Вы делаете это там, а латвийская партия это делает здесь. Продавливая через Сейм. А там – продавливают через парламент Татарстана. Всё одинаково!
Безусловно, люди, живущие в государстве, должны знать государственный язык. Поскольку в Латвии латышский, а в Татарстане государственными являются русский и татарский, люди, которые живут на этих территориях, должны в школах эти языки изучать.
Это, на мой взгляд, не добровольная история. Это – обязательство. Дальше, исходя из традиций каждой страны, начинается тонкая история:
сколько часов, какие предметы, и это всё – предмет переговоров. Нельзя ломать часть населения через колено, будь это даже всего один человек».
Комментарий press.lv:
Не первый раз замечаем, что людям из России очень трудно "воткнуться" в особенности национальной политики Латвии. Так и от инвесторов, купивших ВНЖ в Латвии, мы поначалу слышали: "Ну, чем вы тут недовольны! Европа! Все говорят по русски". Прошло некоторое время и инвесторы выяснили, что их грубо кинули. Обманули.
Вот когда они на себе почувствовали как это - когда государство тебя кидает, тогда их проняло. А раньше, когда им показывали вот это:
...они всё никак не могли понять: а? что? где кидок? Как в том анекдоте: папа, а где море?
Ну и по Татарстану. Есть гигантская разница между ситуацией, когда изучение языка делают добровольным, и когда государство прямо борется с парвом детей учиться н ародном языке. Политика России и Латвии в языковом вопросе была бы идентичной, если бы Россия прямо переводила обучение в татарских школах на русский язык. Разве такое происходит в Казани? Разве из-за этого там сыр-бор?
Если г-н Венедиктов не понмиает столь элементарных вещей, встаёт вопрос: а что он тогда вообще понимает в этой жизни?