За непредоставление запрашиваемой информации банки грозят заблокировать счет или вклад клиента. Финансовые организации действуют в рамках «антиотмывочного» закона, и в Росфинмониторинге не увидели превышения полномочий со стороны банков. Эксперты же отмечают, что в последние годы случаи блокировок счетов стали массовыми, что мешает добросовестным гражданам и бизнесу.
Клиенты Сбербанка и МКБ столкнулись с тем, что кредитные организации стали требовать от них информацию о происхождении денег для открытия вклада, а также на что были потрачены денежные средства, снятые со счета. Об этом «Известиям» рассказали клиенты МКБ и Сбербанка.
Один из них копил деньги в МСП Банке, а затем решил перевести их на вклад в МКБ. Вскоре после открытия депозита банк потребовал объяснить происхождение средств, в том числе выписками из кредитной организации, в которой они хранились ранее. Кроме того, банк запросил письменное пояснение по дальнейшему использованию денег. Клиент опасается, что его вклад может быть заблокирован.
Подобная история произошла и с другим человеком. Он копил деньги на крупную покупку на вкладе в одном банке, но вывести их было удобнее через счет в другом — Сбербанке. Спустя неделю после снятия средств в кассе госбанк заблокировал счет, потребовав от клиента предоставить документы о происхождении средств и разъяснить, на что они были потрачены.
Он предоставил документы, но банк пообещал принять решение только в течение трех недель. Пользователь решил не оставлять жалобу в специальных органах, поскольку на счету еще оставалась небольшая сумма.
Обычно по «антиотмывочному» закону банки блокируют счета за подозрительные операции. Например, за частые денежные переводы между гражданами и организациями на крупные суммы. Интерес к вкладам банки почти никогда не проявляли. И уж тем более не пытались заблокировать счет спустя неделю после снятия с него денег.
В Сбербанке «Известиям» объяснили, что при выявлении необычных операций банк обращается к клиенту за пояснениями об источнике происхождения средств в соответствии с законодательством. Требования для финансовых организаций по контролю за доходами, сделками и денежными операциями клиентов прописаны в «антиотмывочном» законе № 115.
В Сбербанке отметили, что не раскрывают пороговые суммы и критерии операций, которые кажутся службе безопасности подозрительными. Но по закону они должны проверять все операции от 600 тыс. рублей (8224,5 евро).
В соответствии с требованиями Росфинмониторинга, банк обязан проверять операции на сумму более 600 тыс. рублей, но по собственным соображениям может заинтересоваться и более мелкими операциями. Если предположения банка обоснованы, он может заблокировать подозрительные операции или отказаться от обслуживания клиента, объяснил замглавы Росфинмониторинга Павел Ливадный. В случае несогласия с отказом кредитной организации провести операцию гражданин может обратиться в специальную комиссию, которая состоит из представителей ЦБ и Росфинмониторинга, или напрямую в суд, добавил он.
Банки боятся не выполнить рекомендации регулирующих органов и иногда подходят к этому слишком усердно — с перегибами, согласился директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков. Они боятся отзывов лицензий за невыполнение законодательства, добавил он. Эксперт напомнил, что ранее предлагались поправки в 115-ФЗ, ограничивающие права банков по ведению черных списков, попав в которые организации или ИП практически обречены на завершение бизнеса.