Министерство финансов подготовило проект Плана по борьбе с теневой экономикой, который, по словам Ольги Богдановой состоит из более чем 50 мероприятий. Она подчеркнула, что ни одно из них само по себе не может решить проблему серой предпринимательской деятельности, поскольку явление это очень сложное, которое влияет и на поступления в бюджет, и на социальную защищенность жителей («зарплата в конверте» сегодня может стать большой проблемой в будущем), и на способность страны привлекать инвестиции и др.
"Сейчас замкнутый круг заключается в том, что [в публичных закупках] выигрывают те предприятия, которые предлагают самую низкую цену. И очень часто эта низкая цена достигается за счёт того, что платятся зарплаты в конвертах. Получается, само государство стимулирует теневую экономику", — подчеркнула О. Богданова.
Ранее проект Плана по борьбе с теневой экономикой — по крайней мере, версии, которую Минфин повторно передал на общественное обсуждение в октябре — раскритиковал доктор социологии Андрис Саулитис: он заявил, что в документе установлены слишком скромные цели и сроки, некоторые нужные шаги в нем отсутствуют и создается впечатление, что «план сложен из предложений разных министерств о каких-то мелких вещах, которые каждое из них подкинуло».
В мае было опубликовано ежегодное исследование «Индекс теневой экономики в странах Балтии», согласно которому размер «серой зоны» в 2022 году составил почти 26,5% от ВВП — всего на одну десятую процентного пункта меньше, чем в 2021-м; в Литве этот показатель составил неполные 26%, в Эстонии — 18%.