На литовско-белорусской границе только за последнюю неделю задержаны 32 нелегальных мигранта. Проявилась новая тенденция, отметили в литовской погранслужбе: нелегалы прибывают группами по 10-15 человек. В этой связи в последнее время Литва усилила контроль на границе и приняла план действий на случай, если поток мигрантов возрастет — предусматривающий создание новых мест временного размещения и помощь самоуправлений в организации питания.
Белорусская сторона неохотно идет на контакт с литовскими пограничниками, сообщающими о проникновении нелегалов через границу с Белоруссией. Более того: Литва подозревает, что режим Лукашенко намеренно способствует наплыву нелегалов, сообщает LRT.lt. Между тем, помощь пограничного подразделения ЕС Frontex в составе примерно 30 человек подоспеет только в июле, в том числе среди союзников будут специалисты из Латвии и Эстонии.
Ничего подобного, между тем, нет на латвийско-белорусской границе. Ни о каких сотнях нелегалов речи не идет. Граница тщательно охраняется, к тому же закрыта граница с белорусской стороны, и пересечь ее незаметно весьма сложно. Ситуация с нелегальным пересечением сходит на нет, это касается границы и с Россией, и с Белоруссией. В этом году нелегально границу пересек только один человек, подтвердила ЛР4 представитель Государственной погранохраны Кристина Петерсоне:
«Нелегальной миграции на границе с Белоруссией нет. В этом году выявлен один случай незаконного пересечения латвийско-белорусской государственной границы. А, допустим, на латвийско-российской границе тоже не больше двух. незаконное пересечение границы в данный момент сходит на нет».
Обычно нелегалов стараются тут же вернуть обратно, но если не удается, тогда размещают в одном из двух временных центров для нелегалов в Даугавпилсе или Муцениеки, рассказала Петерсоне:
«Допустим, если факт пересечения не подтверждает та, другая сторона, то они человека не принимают обратно. И тогда мы его размещаем, обычно в Даугавпилсе, потому что это ближе к границе».
Так что говорить, будто наблюдается массовый наплыв нелегалов, не приходится, хотя среди тех, кто запросил на сегодня убежища в Латвии, белорусы составляют большинство. Но это люди, как отметили в УДГМ, въехали в Латвию ранее и на правовом основании — или у них была виза, или вид на жительство. Ситуация такова, что если у человека нет визы, его просто не пропускают через белорусскую границу, отметила Лига Виюпа, руководитель отдела по делам беженцев. Она напомнила, что ранее был благоприятный режим выдачи виз в посольстве Латвии в Белоруссии. Сейчас посольство закрыто:
«В прошлом году и в этом значительная часть заявлений из общего числа прошений была от граждан Белоруссии. Это, конечно, связано с известной для всех ситуацией в Белоруссии, которая сложилась после выборов в августе прошлого года.
И если в прошлом году мы получили 44 заявления, то в этом году — 15 заявлений. И это связано с тем, как мы знаем, что Белоруссия закрыла свои границы, ограничив тем самым возможность выезда из страны для своих граждан. Это произошло в конце года, и таким образом число подателей заявлений на убежище снизилось».
Те же, кто прибыл в Латвию по программе перерегистрации бизнеса, имеют уже другой статус, и им не требуется убежище. Кстати, поток нелегалов в Литву, возможно, вызван тем, что стране удалось создать более благоприятные условия для белорусских компаний и переманить к себе в разы большее число белорусских фирм, нежели Латвии, а границы закрыты, прозвучало в передаче.
Из полученных в прошлом году 147 прошений большинство подали приезжие из постсоветских стран. В этом году ситуация существенно не изменилась, за первое полугодие получено 45 прошений об убежище. В отношении граждан других стран — существенных изменений не наблюдалось, но уменьшилось количество заявок от них. Людей же из стран Ближнего Востока и Африки Латвия как пристанище более не интересует, говорит генеральный директор Латвийского Красного Креста Улдис Ликопс:
«Сейчас намного меньше людей, которые приезжали с Востока — из Сирии, Африки, ввиду того, что общие условия путешествий усложнились или возможности закрыты, и люди поэтому тоже не передвигаются. Сейчас больше народу из Белоруссии, с постсоветского пространства. Частично они и нелегально пересекают границу».
Сейчас, как рассказала представитель УДГМ Лига Виюпа, в центрах временного размещения беженцев живут, как обычно, люди которые либо уже получили статус для пребывания в Латвии, либо еще ожидают решения. Есть и те, кто прибыл ранее нелегально.
«В центре размещения соискателей убежища и беженцев Муцениеки сейчас находится 53 человека, из них двадцати предоставлено убежище, а у остальных прошения находятся на стадии рассмотрения нашим управлением или районным административным судом», — сказала Виюпа.
Надо отметить, что по прежнему Красный Крест оказывает помощь беженцам в адаптации к новой стране — это консультации, где и какие услуги можно получить, как сориентироваться в тонкостях латвийской жизни, говорит Улдис Ликопс:
«Помочь сориентироваться: где банк, где школа, какие бумаги надо писать, как работу найти, как жилье — но все это в официальном виде! Не нелегальные какие-то квартиры за наличные деньги и без налога, а с декларированием места жительства, работу — с полными налогами, а не через черную кассу.
И это, конечно, было непросто. Притом в Латвии действительно объем этих пособий и возможность снять квартиру и все остальное в легальном виде — это большой вызов! Я уже не говорю об этих ксенофобских ситуациях, когда «нам никого чужого не надо», и так далее».
Специалист отметил, что беженцы будут всегда — политические и экономические. Будет меняться то, из каких государств эти люди: людям с Ближнего Востока наша страна не интересна в силу низких пособий, их интересовали только пособия. Они хорошо проинформированы. Поэтому больше желающих здесь обосноваться, по крайне мере пока, нет.