В данном конкретном случае Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) обратило внимание на то, что Эдгарс Стродс, член правления "Latvijas Valsts ceļi" (LVC), учреждения, распределяющего заказы на ремонт дорог, слишком часто встречался с получателем таких заказов – представителями компании «A.C.B.». Ссылаясь на это, KNAB оформил право на прослушку разговоров между Стродсом и "A.C.B." и далее в геометрической прогрессии, прослушали всех, кто говорил с теми, кого они прослушивали раньше.
Материалы собирались с 2016 по 2019 год, и после этого срока представители KNAB стали думать, что с ними делать. Сначала решили дополнить их другими доказательствами, полученными в ходе обысков в офисах LVC и компаний отрасли. После этого прошло еще несколько лет, пока KNAB изучил все собранные материалы и принял решение о прекращении уголовного дела.
Добрая воля не нашла доказательств
KNAB признал, что не смог получить достаточных доказательств, подтверждающих совершение уголовных преступлений и дающих основание для привлечения причастных к уголовной ответственности. Однако записи разговоров и, возможно, другие материалы, собранные в ходе уголовного производства, не попали ни в архив, ни на помойку. Они были переданы в Совет по конкуренции (KP). А там завели уже свое дело о том, что владельцы и руководители почти всех известных дорожно-строительных фирм общаются друг с другом и обмениваются информацией и мнениями о заказах LVC.
В июне 2021 года с санкции Видземского предместного суда города Риги в компаниях «A.C.B», «Binders», «Ceļu pravāde», «Strabag» и «Saldus ceļinieks» были проведены обыски. На прошлой неделе KP предоставил более подробную информацию о своем решении от 1 июня признать три дорожно-строительных предприятия - A.C.B., Ceļu pārvalde и Strabag - виновными в нарушении Закона о конкуренции и Договора о функционировании Европейского союза и оштрафовать их на общую сумму 4,45 миллиона евро.
В данном случае нам предлагается поверить как в добрую волю KNAB, отреагировавшего на подозрения в сговоре о получении госзаказов, так и в честность признания подозрений необоснованными. И на этом основании согласится с принятым KP решением о том, что закон о конкуренции был нарушен, что еще нужно будет доказать в суде, т.к. «Ceļu pārvalde» не согласно с решением KP и отказывается оплачивать их часть штрафа.
Кто никогда не скажет ничего лишнего?
Речь идет не о конкретных решениях, а о праве государственных учреждений прослушивать и иным образом отслеживать практически неограниченное количество людей так долго, пока эти учреждения не устанут делать это сами. После этого средства, вложенные государством, хотя бы теоретически, могут быть с большим успехом возвращены путем разглашения добытой информации всем государственным учреждениям, на которые также возложены функции наказания: пусть хотя бы контролеры госязыка смогут оштрафовать предпринемателей, если не за ругательства, то хотя бы на неправильное употребление союзов "как" и "когда".
В огромном ворохе материалов, на трудности рассмотрения которых указал председатель KP Юрис Гайкис 14 июня, скорее найдут, чем не найдут нарушения законов и других норм, если, конечно, захотят, Служба защиты среды, Инспекция труда и т.д. А как только Латвия ратифицирует Стамбульскую конвенцию, у исполнителей наверняка найдется повод оштрафовать людей, которые десять лет назад раскрыли рот в ресторане «32 августа» не только по поводу строительства дорог, но и по вопросам пола, возраста, сексуальной ориентации, национальности и т.д.