Ранее сообщалось о 48 пострадавших, один из спецназовцев погиб.
"Всего обратились 52 человека. Один скончался, 20 проходят амбулаторное лечение, 20 находятся в различных больницах и 11 силовиков переведены в ведомственные медучреждения", — рассказали в Минздраве.
7 августа вечером в селе Кой-Таш была попытка задержания бывшего президента Алмазбека Атамбаева. Однако штурм дома спецназовцами ГКНБ завершился неудачей — один из сотрудников спецслужб погиб, многие пострадали.
Как развивались события
Первый штурм сторонникам Атамбаева удалось отбить. События развивались стремительно. Спецназ стрелял в воздух, чтобы остановить толпу, но люди продолжали прибывать к дому политика, после того как силовики первый раз взяли дом штурмом, пишет ВВС.
Вечером со стороны дома Атамбаева были слышны взрывы светошумовых гранат. Люди жгли покрышки. На подъезде к дому собралось около тысячи сторонников бывшего президента, сообщал корреспондент Интерфакса.
По данным телеканала "Апрель", поначалу около дома Атамбаева было только 300 человек. Они строили баррикады, чтобы заблокировать дорогу.
Местные жители прорывались через оцепление сотрудников силовых структур, которые перекрыли дорогу к дому Атамбаева, в руках у них были камни и палки, передавал Интерфакс.
Акипресс сообщал, что сторонники Атамбаева срубили деревья и уложили их перед воротами, чтобы воспрепятствовать проезду машин, а молодые люди закидывали машины силовиков камнями.
Поздно вечером активная стрельба и взрывы возобновились, рядом с домом начался пожар, после чего появились сообщения о том, что толпе удалось ворваться во двор дома Атамбаева и захватить спецназовцев.
Часть сторонников забаррикадировалась внутри дома, они ждут прибытия спецназа, писал Акипресс.
Ночью Атамбаев выступил в эфире лояльного ему телеканала "Апрель". "Сегодня была попытка захвата экс-президента, к сожалению, пострадали невинные мирные люди, потому что на захват был направлен отряд специального назначения "Альфа"", - заявил он.
"Ради того, чтобы заставить замолчать Атамбаева, закрыть под арест или убить, власть идет на то, чтобы расстреливать мирных граждан, это беспредел", - добавил он.
К ночи, как сообщили информагентства, силовики покинули село Кой-Таш.
Лишение неприкосновенности
Атамбаев возглавлял Кыргызстан с 2011-го по 2017 год.
27 июня парламент Кыргызстана лишил Атамбаева неприкосновенности, которая положена ему как бывшему главе государства. Перед этим депутаты передали в прокуратуру перечень обвинений в адрес Атамбаева, часть из них ведомство поддержало.
В тот же день возле дома Атамбаева в селе Кой-Таш в пригороде Бишкека собралось несколько сотен его сторонников. Они поставили несколько юрт и выставили бетонные блоки на дороге, ведущей к дому бывшего президента. Был создан штаб для сторонников и журналистов.
Силовики с тех пор не предпринимали попыток задержать Атамбаева.
"История с попыткой ареста Атамбаева пока завершилась ничем. Новый президент Жээнбеков совершенно потерял лицо, обиженно заявив, что Атамбаев нарушил Конституцию, оказав сопротивление спецназу, - комментирует ситуацию российский аналитики Анатолий Несмеян. - С аппаратной точки зрения такое заявление - полная катастрофа, неудачные решения или неудачная их реализация - дело, в общем, непредосудительное, но либо ты доводишь дело до конца, либо отступаешь, признавая ошибку. Обиженно рыдать и практически звать маму - для человека, обладающего властью, такое поведение - полное фиаско.
Положение Киргизии на карте Средней Азии таково, что даже при полностью уничтоженной промышленности она может существовать неограниченно долго, будучи важным региональным перекрестком (а точнее - перевалочной базой) для самых разных товаров и людей. В первую очередь криминальных.
Но нюанс в том, что контроль за этой перевалочной базой и есть реальная власть Киргизии. Учитывая предельно криминальный характер трафика через территорию страны, власть в ней априори принадлежит преступным кланам, а значит, президент Киргизии должен либо сам стать верховным доном, либо быть арбитром над преступными кланами.
С этой задачей, кстати, как раз неплохо справился Атамбаев и сконцентрировал в своих руках весь преступный бизнес Киргизии - либо прямо, либо через свой контроль над ним. Причем как внутри страны, так и за ее пределами.
Пока Атамбаев однозначно держит в руках контроль над киргизским преступным бизнесом и делиться им с новым президентом не спешит. Что логично - это его гарантии на будущее. Но и для нового президента выбора нет - либо он станет новым главным доном, либо он никто. А тут вам не демократия, тут долго терпеть никакого президента не будут.
Еще одна сложность ситуации современной Киргизии - резкий, почти взрывной рост трайбализма, что неудивительно для архаичной страны, утратившей свой промышленный потенциал. Страна и так разделена на Юг и Север, теперь же с деградацией экономики, и они быстро фрагментируются на мелкие улусы и уделы, каждый из которых занимает свою нишу в общей иерархии.
А потому руководитель страны превращается в номинального, если он не имеет прочных позиций среди крупных и сильных кланов, которых в узде можно держать лишь наличием своего собственного, самого сильного, клана. И если у тебя такого клана нет, то его может заменить сильный сосед, на которого ты будешь опираться в сложной внутренней борьбе. Ближний сосед или дальний - неважно.
Именно поэтому роль и влияние США, Китая, России и частично Турции и Ирана в Киргизии велики - там идет своя игра престолов.
Причем интересы во многом прямо противоречат друг другу. Китай, к примеру, крайне заинтересован стабильностью в Синцзяне, а потому все пограничные с ним территории рассматриваются как потенциальная угроза. Китайцы еще в 2013 году высадили в Горно-Бадахшанском автономном районе Таджикистана батальон спецназа по принципу "ихтамнет" и крайне заинтересованы в клонировании такого подхода на всех прилегающих к Синцзяну территориях.
А вот у США в свете намечающегося тяжелого противостояния с Китаем на этот счет очевидно имеется прямо противоположная точка зрения - Синцзян американцы рассматривают как самую болевую точку Китая, аккуратные нажатия на которую могут дать интересующий США эффект.
Вопрос наркотрафика и контроля над ним также предельно важен - афганский героин и трава Чуйской долины - важнейший источник ресурса для всех маргинальных, террористических и несистемных группировок Центральной Азии.
Тот внешний игрок, который будет контролировать региональный трафик наркотиков во всей его полноте, тот и будет контролировать несколько сот тысяч боевиков самых разных группировок в Пакистане, Афганистане, прилегающих территориях. А в случае необходимости - использовать их против своих противников. И Киргизия в этом смысле если не ключевая, то одна из ключевых точек Центральной Азии.
Сказанное означает: конфликт между бывшим и нынешним президентами Киргизии имеет сразу много измерений. Нынешний президент, мягко говоря, неубедителен. Он, скажем так, ни рыба, ни мясо. Никакой. Скорее всего, его политический век будет недолгим. Обиженный плач после вчерашней неудачи только подчеркивает никчемность и случайность Жээнбекова. Но если так - то более актуальным становится вопрос - кто будет следующим. И когда".