Первого января этого вступил в силу Закон о диаспоре. Однако Кабинет министров до сих пор не утвердил некоторые его статьи. Например, 15-ю, касающуюся размера суммы, не облагаемой подоходным налогом с населения. Норма предусматривает, что необлагаемый минимум для пенсий возвращающихся в Латвию представителей диаспоры должен быть того же размера, что и в стране, из которой они приехали. Другими словами, речь идет о том, каким минимум будет для пенсионеров-реэмигрантов: 270 евро, как в Латвии в 2019 году, или, например, 600, как в Великобритании.
Пресс-секретарь Министерства иностранных дел Янис Бекерис напоминает, что МИД является ведомством, координирующим вопросы диаспоры. Он говорит, что Закон о диаспоре, вступивший в силу 1 января этого года, долгожданный и ценный.
«Четко определено, что одна из целей — обеспечение благоприятных условия для реэмиграции. Поэтому вопрос о социальном обеспечении в законе обозначен как требующий решения. На данном этапе идет процесс, в ходе которого готовятся поправки к Закону о подоходном налоге с населения. Существуют разные мнения, но нужно будет достичь соглашения, чтобы обеспечить полноценную работу этого закона», — подчеркнул Бекерис.
По его словам, некоторые статьи закона, вступившего в силу 1 января, до сих пор не утверждены, поскольку это требует серьезных усилий.
«Нужно ответственно оценить суть вопроса. Процесс создания закона не был легким, но оснований для беспокойства нет. Хорошо понятно, что он затрагивает интересы разных общественных групп. Закон принят, но нужно понять, что сразу нельзя решить полностью все вопросы. Мы бы тоже хотели более быстрого движения вперед, но понимаем, что это требует времени», — пояснил он.
Министерство финансов же считает, что размер необлагаемого минимума должен быть для всех пенсий одинаков.
«Хочу отметить, что каждое государство определяет свою налоговую систему, в том числе и размер необлагаемого минимума, исходя из своих реалий: из дороговизны и уровня жизни. Все это относится и к Латвии. Другое, что важно, — во всем мире принято, что налог применяют в соответствии с принципом резидента: в какой стране ваше постоянное место жительства, такая и налоговая система применяется. В Законе о диаспоре предлагается сделать некоторые исключения в этой системе. С точки зрения Министерства финансов, первичным является принцип равенства, чтобы необлагаемый минимум у всех латвийских пенсионеров был бы выше, но был бы для всех одинаковым», — указал представитель ведомства Илмар Шнюцин.
Солидарна с Минфином и Латвийская федерация пенсионеров.
«Если эта пенсия выплачивается не в Латвии, а в другом государстве, то там она и облагается налогом. Если же на основании высших правительственных договоренностей заработанная пенсия в какой-то другой стране перечисляется в Латвию или выплачивается здесь через органы социального страхования, то, очевидно, здесь применяются те ставки, которые существуют у нас», — отметил глава федерации Андрис Силиньш.
По данными проведенного Объединением европейских латвийцев исследования, среди эмигрантов именно люди предпенсионного и пенсионного возраста чаще остальных респондентов изъявляли желание вернуться на родину. Как говорит глава организации Элина Пинто, многие живущие за рубежом пожилые люди связывают свое будущее с Латвией. Но они сомневаются, не снизится ли после возвращения их уровень жизни.
«Когда они возвращаются в Латвию, подоходный налог накладывается на ту сумму, которая за границей налогом не облагается. Поэтому люди сомневаются, возвращаться ли им. Если бы эти люди вернулись в Латвию, это дало бы положительный эффект латвийской экономике, особенно в регионах. Заработанные за границей пенсии тратились бы в магазинах, вкладывались в родное жилье. Кроме того, через этих пенсионеров тесную связь с родиной сохраняли бы их дети и внуки, которые пока остались за границей», — считает она.
Пинто говорит, что во многих странах, например, Израиле, Португалии, введена так называемая «серебряная экономика», когда предусмотрены существенные налоговые льготы. Делается это именно для того, чтобы пенсии и сбережения тратились на родине. Пинто напоминает, что в свое время Латвия ввела защиту необлагаемого пенсионного минимума для тех, кто возвращается из США и Канады. С другой стороны, пенсии, которые латвийцы получают из России или Украины, налогом не облагаются вообще.
«Поэтому мы предлагаем — как в интересах людей, так и всего государства — сохранить заработанный в Европе и других государствах необлагаемый минимум подоходного налога. Кроме этого, страхование своего здоровья покрывать из заработанных за границей средств, таким образом, субсидируя нашу систему медицины. Мы также предложили, чтобы те налоги, которые могли бы собираться с заработанных за границей пенсий, можно было напрямую направлять на увеличение маленьких латвийских пенсий», — указала она.
Пинто опасается, что если для заработанных за границей пенсий не будут применены льготы, то государство может этих пенсий не получить вообще.
«Потому что уже сейчас люди, возвращаясь на родину, скрывают этот факт, не декларируют здесь свое место жительства и, соответственно, не декларируют свои доходы», — пояснила она.
В следующем году необлагаемый подоходным налогом с населения размер пенсий повысится с 270 до 300 евро.