Пылившийся несколько лет на полках Сейма законопроект никаких социальных благ получателям статуса не обещает, но по задумке тех, кто его продвигает, делит граждан Латвии на две группы, у представителей только одной из которых есть право на равное отношение.
А именно: во вторник комиссия Сейма утвердила исправленную норму законопроекта, которая определяет, что участниками Второй мировой войны признаются граждане Латвии, которые были гражданами Латвии на 17 июня 1940 года — день, когда СССР оккупировал Латвию, — или легально прибывшие ранее жители, которые со дня оккупации до 2 сентября 1945 года в составе регулярных военных подразделений других государств участвовали в вооруженной борьбе против вооруженных формирований СССР, нацистской Германии и ее союзников. Данная норма не относится к тем ветеранам войны, которые легально въехали в Латвию в соответствии с Пактом о взаимопомощи между Латвий и Россией и секретными протоколами к нему или пактом Молотова-Риббентропа.
Именно в этих нормах кроются нюансы, которые осложняют принятие законопроекта, потому что определено, что статус участника Второй мировой войны не смогут получить даже те ветераны, которые натурализовались после восстановления независимости Латвии, или те, кто участвовал в партизанском движении и подполье.
«Этот законопроект исключит довольно большое количество ветеранов. Юридически вроде можно понять, но это первая норма, которая делит граждан по способу получения гражданства. Законопроект политический, и его цель примирение, но если исключить граждан таким образом, цель не будет достигнута», — сказал представляющий «Согласие» депутат Борис Цилевич. На вопрос о том, известно ли, сколько ветеранов «исключит» законопроект, политик признал, что эта цифра ничтожна, потому что законодатель затянул с принятием закона. «Если затянем еще — не к кому будет применять этот закон», — добавил Цилевич. По приблизительным подсчетам, в Латвии осталось около 3000 граждан, которые будут иметь право на получение упомянутого статуса.
В свою очередь, Янсонс поясняет, что, предоставив способствующий примирению статус лицам, которые накануне Второй мировой войны не были латвийскими гражданами или легальными жителями, Латвия взяла бы на себя ответственность за деяния оккупировавших ее войск, что с учетом основополагающего принципа о преемственности латвийского государства недопустимо.