Уголовные дела
Глава международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков 6 сентября опубликовал в своем телеграм-канале копию постановления суда о разрешении провести обыски в квартире челябинского активиста Тараса Лобойченко. В документе сказано, что он, И. Ф. Валеев (полного имени в тексте нет) «и другие неустановленные лица» призывали к массовым беспорядкам и насилию в отношении сотрудников правоохранительных органов во время акции 9 сентября. Дело возбуждено по статье 212 УК РФ (призывы к массовым беспорядкам). Обыски проведены, про задержания по этому делу не сообщалось.
В рамках того же дела, по информации Znak.com, челябинская полиция пришла к 25-летнему местному жителю (его имя не называется) на работу и допросила его. Молодой человек написал несколько постов «ВКонтакте», сейчас они удалены. Речь в них шла о том, чтобы «противостоять незаконным действиям сотрудников ОМОНа, не позволять им избивать и задерживать протестующих».
Еще одного организатора митинга из Челябинска Александра Беляева 8 сентября вызвали на допрос по «ранее возбужденному уголовному делу». Идет ли речь о деле о призывах к массовым беспорядкам, пока неизвестно.
Административные аресты
В Краснодаре на 10 суток арестован координатор штаба Навального Размик Симонян за неповиновение полиции. Местные активисты Станислав Чепаченко, Алексей Семейкин, Игорь Гусарь и Алексей Мандригеля получили пять, шесть семь и 10 суток ареста соответственно по той же статье; Мандригеля в знак протеста объявил сухую голодовку. Известно, что в случае с Чепаченко и Гусарем «неповиновение» заключалось отказе показать полицейским документы. Активисты Мирослав Валькович, Никита Шевченко и Виталий Вотановский получили от семи до десяти суток, тоже за сопротивление полиции. Шевченко и Вотановский — бывшие волонтеры предвыборного штаба Навального. Они участвовали в акциях протеста 2017 года, но к организации митинга 9 сентября отношения не имеют.
Вера Холодная из Краснодара получила 10 суток за организацию акции без подачи уведомления — при том, что акция еще не прошла. По словам адвоката Холодной Алексея Аванесяна, во время задержания сотрудники полиции применили к ней силу. Холодная, как и Мандригеля, объявила голодовку. Сторонник Навального Александр Савельев получил семь суток за мелкое хулиганство. В протоколе сказано, что он «размахивал руками, громко выражался нецензурной бранью и не реагировал на замечания прохожих». Активист из города Горячий Ключ Краснодарского края Антон Школьный получил трое суток за невыполнение требований сотрудников полиции.
Дмитрий Силивончик из Нижнего Новгорода 6 сентября тоже получил 10 суток за нарушение правил организации еще не состоявшейся акции. Ольга Картавцева из Омска оштрафована на 20 тысяч рублей по той же статье. В омском штабе Навального прошел обыск, полицейские изъяли технику.
Серафима Тебенихина из Кемерова получила повестку в суд на 13:30 9 сентября — за полчаса до предполагаемого начала акции. Ее хотят судить по статье о демонстрации нацистской символики, размещенной на ее странице во «ВКонтакте». При этом саму страницу Тебенихина удалила полгода назад. По данным центра «Сова», занимающегося мониторингом применения антиэкстремистского законодательства, на картинке были изображены разные религиозные символы, некоторые из них напоминали свастику. «Всю „компрометирующую“ информацию они собрали задолго до и хранили для нужного момента. Как раз сейчас очень нужный — через три дня акция протеста против повышения пенсионного возраста. А я в уведомлении — уполномоченное лицо», — говорила Тебенихина изданию «Сибирь.Реалии».
Координатор штаба Навального в Томске Андрей Фатеев получил 25 суток за повторное нарушение правил проведения митингов — из-за призывов участвовать в акции против пенсионной реформы. 8 сентября 25 суток по той же статье получил Игорь Сливин, волонтёр штаба Навального в Тамбове.
Руководитель белгородского штаба Навального Евгений Карпов 7 сентября получил 12 суток за употребление наркотиков; в постановлении суда отмечено, что он отказался проходить медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
6 сентября Мария Маковозова из Красноярска получила 10 суток за повторное нарушение правил проведения массовых мероприятий. 7 сентября пять суток дали координатору штаба Навального в Ставрополе Ивану Танскому за организацию публичного мероприятия без подачи уведомления.
Задержания и протоколы
Один из организаторов акции в Кемерово Стас Калиниченко был задержан 5 сентября якобы из-за размещения нацистской символики в «Одноклассниках». Его отвезли в суд, но судья отправил дело на новое рассмотрение. Его дата пока не назначена.
5 сентября координатор челябинского штаба Навального Борис Золотаревский написал во «ВКонтакте», что полицейские поздно вечером «ломились» к нему по месту прописки, «растормошили всех соседей». 8 сентября полицейские вернулись, выпилили дверь, провели в квартире обыск, а Золотаревского доставили в отдел полиции. Через несколько часов после задержания мужчину увезли в больницу: он пожаловался на плохое самочувствие. По словам активиста, полиция применила к нему силу.
8 сентября задержали волонтера новосибирского штаба Навального Кирилла Левченко; по словам активиста, полиция «ловила» его 40 минут. Левченко обвинили в нарушении порядка проведения публичного мероприятия, постановили прийти в суд 11 сентября, после чего отпустили.
7 сентября в Комсомольске-на-Амуре задержали организатора митинга против пенсионной реформы Елену Петровскую. Что с ней происходит сейчас, неизвестно. Утром 8 сентября в отделение полиции доставили еще одного заявителя акции, депутата местной городской думы Олега Панькова. В чем его обвиняют, Олегу не сообщили.
На Эльвиру Дмитриеву из Казани составили протокол о повторном нарушении правил проведения митингов. Ее отпустили из полиции под обязательство о явке 10 сентября; Дмитриевой грозит 30 суток ареста. В этот же день был задержан экс-координатор саратовского штаба Навального Михаил Мурыгин, его также отпустили через несколько часов.
7 сентября сторонники Навального из Москвы сообщили, что в столичный штаб «ворвалась полиция» и задержала восьмерых человек. По словам координатора штаба Олега Степанова, полицейские объяснили это тем, что «кто-то в розыске, а еще планируются какие-то нарушения против выборов». В отделении полиции задержанные провели несколько часов, после чего взрослых отпустили, а к остальным вызвали сотрудников комиссии по делам несовершеннолетних, которые долго объясняли им, что подростки «испортят себе жизнь». После беседы активисты покинули участок в сопровождении родителей.
Отпущенный из отделения полиции вечером 7 сентября активист штаба Навального в Москве Николай Касьян был вновь задержан 8 сентября. Теперь его обвиняют в организации мероприятия без подачи уведомления. Суд назначили на понедельник — выходные Николай проведет в отделении полиции. Днем 8 сентября полиция задержала сотрудника Фонда борьбы с коррупцией Георгия Албурова; на него составлен протокол за организацию публичного мероприятия без подачи уведомления. Албурова оставили в отделе полиции до суда, который пройдет 10 сентября. Другого сторонника Навального, Владимира Милова задержали 8 сентября у подъезда его дома — политика обвинили в нарушении правил организации массового мероприятия и оставили ожидать суда в полиции.
По той же статье в Красноярске собираются судить активиста штаба Навального Глеба Марьясова — его задержали утром 9 сентября.
8 сентября прошли обыски и в пермском штабе Навального, полицейские изъяли технику и задержали одного из волонтеров — Сергея Ухова. Его обвинили в невыполнении требований полиции и оставили в участке на ночь. Суд состоится 9 сентября.
Вечером 8 сентября по обвинению в нарушении правил проведения митинга в Казани задержали волонтера штаба Навального Андрея Бояршинова. Он ожидает суда в полицейском участке. Издание «Idel. Реалии» пишет, что Бояршинов не планировал участвовать в акции протеста.
Утром 9 сентября двое полицейских в штатском попытались забрать в прокуратуру Максима Лапина, волонтера штаба Навального в Челябинске. По словам полицейских, его вызывают в качестве свидетеля по уголовному делу, однако «повестку с гербовой печатью» он получит только в прокуратуре. Разговор состоялся у дверей квартиры Лапина, где его ждали маленькие дети. Оставить их одних до прихода жены Максим отказался.
Беседы и угрозы
Активиста Леонида Лукина из Челябинска 6 сентября вызвали в прокуратуру из-за того, что он распространял листовки об акции. После беседы его отпустили. Похожая история произошла 27 августа с Алексеем Волковым из Волгограда. Его вызвали «по поводу призывов на несогласованное мероприятие 9 сентября», Волков ответил, что в социальных сетях он никого не призывал — просто еще не успел. Его отпустили.
Анатолия Ноговицына из Якутска 4 сентября вызвали в полицию, чтобы зачитать «бумагу о недопущении экстремизма» во время акций протеста. В отделе полиции он провел два часа, после чего его доставили в суд и попросили арестовать на 30 суток за повторное нарушение правил поведения на митинге, которого еще не было. «Судья, как увидел протокол, у него лицо даже изменилось. Он переспрашивал, понимают ли полицейские суть протокола, который они составили», — рассказал Ноговицын «ОВД-Инфо». Судья постановил прекратить дело.
Новосибирский штаб Навального обыскали. В офисе не было листовок, и, по словам сторонников Навального, полицейские со словами «Скучно у вас тут» покинули штаб. Координатор штаба Сергей Бойко рассказывал, что что 3 сентября сотрудники Центра «Э» приходили к нему домой, но ему удалось уйти. «Вышел из дома, ко мне эшники. Бег. Подъезд соседней многоэтажки. Лифт. Пожарная лестница. Много бега. Затаиться за углом. Не дышать. Не заметили. Парковка. Пожарный выход. Двухметровый забор. Дворы-огороды. Друзья на такси. Организация связи. А как вы готовитесь к митингу 9.09?» — написал Бойко в своем твиттере.
Организатор акции в Екатеринбурге Юрий Кузьминых под давлением «двух мужчин в штатском» был вынужден подписать отказ от заявления акции 9 сентября — ему угрожали «проблемами с учебой».