В те времена преступления на сексуальной почве всегда были закрытой темой. Даже дела об изнасиловании проходили под грифом "секретно". Что уже говорить о случаях педофилии. Но это не означало, что извергов–извращенцев тогда не существовало. Дело, о котором вспоминает бывший следователь Виктор Д., отличалось не только своим изуверством, но и запутанностью.
Стечение обстоятельств
В один из летних воскресных дней Александр Михайлович 197… года, житель дачного кооператива, которые в те времена росли как грибы в окрестностях Плаканциемса, вовсю трудился вместе со своей супругой, высаживая цветы в только что разбитые клумбы. Неожиданно на территорию сада забежала собака с явными признаками бешенства. Схватив лопату, дачник бросился за ней. Перескочив через проволочную сетку, отделявшую их участок от соседского, пес побежал по соседским грядкам.
Боясь, что неадекватное животное уйдет, Александр Михайлович размахнулся и швырнул на нее лопатой. Собаке удалось увернуться. Но каков же был ужас, когда метатель решил забрать свое оружие. Он увидел окровавленное тело ребенка. Шестилетний мальчик, по всей видимости, мирно спал в тени кустов. Издалека его видно не было. Острием лопаты, брошенной соседом, ему разрубило голову.
Материалы дознания, поступившие в прокуратуру из отделения милиции, довольно подробно восстанавливали картину трагического происшествия. В деле имелись собственноручные показания Александра Михайловича, матери мальчика — Ольги и нескольких свидетелей, протокол осмотра места происшествия с подробным описанием положения трупа и наружных повреждений, а также разрешение на погребение тела. Однако материалы дела оставили у следователя ощущение недоработанности и спешки. В свидетельских показаниях было немало противоречий, отдельные детали так и остались невыясненными, тело мальчика не было подвергнуто судебно–медицинскому исследованию. Очевидно, что проводивший первоначальное дознание работник милиции, занимался не столько расследованием преступления, сколько составлением отчетной документации. Впрочем, начальство придерживалось совершенно иного мнения, требовало скорейшего завершения следствия и передачи дела в суд. Тем более, что виновный в преступлении не отрицал своей вины. И Виктору пришлось приложить немало усилий, что получить некоторую отсрочку для того, чтобы прояснить кое–какие детали.
Пропавшие футболка и тюбетейка
Из материалов дознания следовало, что свои последние часы мальчик провел у пруда. Накупавшись, он вернулся домой, играл в саду и уснул в тени кустарников. Больше ребенок не проснулся, именно там его поразила брошенная соседом лопата. Следователь решил все осмотреть на месте. Действительно, дознаватель довольно точно описал местность. Но Виктор решил еще раз проверить все обстоятельства того страшного дня. На пруду по случаю теплой погоды резвилась шумная ватага ребятишек. Да, они очень хорошо знали маленького Сашу. В тот воскресный день он действительно был вместе с ними на пляже, но, пробыв там не более часа, ушел домой. Одет он был в белую футболку и синие трусы, а на голове была поношенная тюбетейка. Это сообщение оказалось для следователя весьма неожиданным. Ведь в протоколе осмотра места происшествия ясно говорилось, что на убитом мальчике были лишь синие плавки. Разумеется, по дороге домой Саша вполне мог снять с себя майку. Однако в дом он не заходил, а на участке она не была обнаружена. Но не могла же
она исчезнуть бесследно?
С трудом сдерживая слезы, дрожащим голосом мать рассказала о том, как в 11 часов отпустила ребенка на пляж и не видела, как он вернулся и уснул в саду. О несчастье ей стало известно лишь от прибежавшего на дачу соседа. Но Ольга подтвердила, что на мальчике была футболка и кепка. Муж Игорь находился в командировке в Москве, и жена о случившемся ему еще так и не сообщила. Она утверждала, что тот был очень привязан к пасынку, и поэтому супруга решила подготовить его постепенно. Невольный убийца до сих пор находился в шоке от содеянного и с трудом смог вспомнить, что на теле мальчика были только плавки.
Страшная находка
Через два дня к Виктору на прием неожиданно пришла старушка лет семидесяти и принесла сверток. Она утверждала, что хорошо знала родителей Саши. Ее внучка, Оля, даже дружила с мальчиком. И вот пошла девочка по ягоды в лес поблизости и нашла сверточек в кустах — футболку и тюбетейку. Причем на ней были следы крови. Согласно медицинской карте из детской поликлиники, она соответствовала группе крови Саши. Но в момент убийства футболки на нем не было. Оставался вопрос, каким образом эта одежда очутилась в лесу и откуда на ней следы крови?
Следовало провести тщательную судебно–медицинскую экспертизу. Было получено разрешение на эксгумацию тела. Результаты экспертизы оказались весьма шокирующими. Действительно, смерть наступила в результате рассечения головы. Но орудием убийства была вовсе не лопата. Исходя из характера повреждений, эксперт сделал вывод, что применялся какой–то маленький топорик. Но самым страшным оказалось то, что ребенок стал жертвой не только физического (все его тело было в синяках), но и сексуального насилия. Кто же надругался над мальчиком и зверски убил малыша? Так как тело нашли в саду возле дома, то участие какого–нибудь залетного педофила исключалось. Его надо было искать среди близких Саши.
Мнимая командировка
Виктор отправил запрос по месту работы Игоря, отчима мальчика. Он хотел выяснить, есть ли у него алиби. Ответ был неожиданным. Никто ни в какую командировку мужчину не отправлял. Но в понедельник, на следующий день после трагедии, он неожиданно попросил неделю отпуска, мотивируя это тем, что ему надо срочно поехать в Латгалию, чтобы отремонтировать дом матери, пострадавший во время бури. Выходит, Игорь вполне мог быть в то воскресенье в Плаканциемсе, а жена его попросту покрывала.
Латгальский участковый, которому было поручено найти и задержать отпускника, на хуторе его не нашел. Старики уверяли, что в последний раз видели сына еще под Новый год. Но жена–то наверняка знала, где мог бы находиться ее супруг. Тот допрос длился несколько часов. В конце концов женщина призналась, что Игорь с первых же дней после женитьбы невзлюбил пасынка и всячески над ним издевался. Дело доходило до рукоприкладства. А в тот злополучный день женщина оказалась свидетельницей сексуального надругательства, который учинил ее муж над ребенком. Ведь Саша вернулся с пруда всего лишь через полчаса. Вода, мол, был холодная. Но к своему несчастью, он наткнулся на отчима, который был не в самом лучшем расположении духа. Плач и мольбы мальчика лишь только распаляли мерзавца. Ольга застала завершающий момент драмы. Не найдя защиты у матери, ребенок заявил, что пойдет жаловаться к соседям и расскажет все, как есть. Это обстоятельство и довершило расправу. Жене педофил–убийца приказал молчать, иначе она последует за сыно
м. Оставалось скрыть следы преступления. Но спрятать тело днем было не так–то просто. Поэтому он и положил труп в кусты, чтобы дождаться вечера. Но тут подвернулся незадачливый сосед, метнувший лопату в бешеную собаку.
Игоря задержали спустя несколько дней в Вентспилсе, где он скрывался у своего приятеля. Негодяй долго отпирался, утверждая, что жена на него наговаривает. Но оказалось, что она приберегла топорик — орудие убийства со следами крови мальчика. Верховный суд Латвийской ССР приговорил педофила–детоубийцу к расстрелу.
Александр ВАЛЬТЕР.