Представитель Латвийского национального общества торфа Илзе Озола отмечает, что этот ход «не способствует энергетической безопасности и независимости государства». «К тому же драматично, что полученное финансирование планируется использовать не связанно со справедливым использованием энергетического торфяного сектора — местные предприниматели, владельцы болот, не получат даже компенсации за запрет после 2030 года получать энергетический торф на своей собственности».
Деловой еженедельник напоминает: «Энергетический торф есть местный, доступный в больших объемах и исторически широко использовавшийся в Латвии энергоресурс, чье применение было остановлено под руководством министра А.Калвитиса, когда, реконструируя в 2001 году ТЭЦ-1, использование торфа стали замещать дешевым, импортируемым из России газом, таким образом увеличивая зависимость от соседнего государства. Хотя и в нынешний миг удельный вес применяемого в энергетике торфа невелик, он может быть существенно увеличен, чтобы существенно способствовать энергетической независимости и безопасности Латвии — вплоть до 700 000 т энергетического торфа в год».
Заместитель председателя Латвийского национального общества торфа Улдис Америкс считает: «Краткосрочно нужно было бы пойти путем Финляндии, которая своевременно создала резервы энергетического торфа на многие годы. Долгосрочно — необходим стратегический план долговременного использования местного богатства Латвии — торфяного ресурса в народном хозяйстве, развивая не только садоводческий, но и энергетический торфяной сектор». По мнению участников отрасли, финансирование со стороны государства нужно было бы использовать для разработки технологий сжигания торфа с пониженным выделением углекислого газа. «Особенно важно отрасль развивать в Латгалии, в приграничном регионе... где наибольшие торфяные ресурсы».
Представитель Фонда инноваций саженцев и торфа Илзе Озола подсчитала, что Латвия способна за счет торфа обеспечить два миллиона мегаватт/часов энергии в год. Энергетический торф залегает глубоко, и, в отличие от верхних слоев, не может использоваться как удобрение. «Решение Кабинета Министров, - заявляет госпожа Озола, - без компенсирующих механизмов приносит существенный финансовый вред частным владельцам болот. Но еще более обществу, которому в будущем отопительном сезоне придется платить несоизмеримо высокую плату за теплоэнергию. По всему судя, для торфяной отрасли в Европе планируют тот самый путь, что для сахарных фабрик и рыболовецкой индустрии, однако в этом случае даже не платя компенсации».
«Ни регула Европейской Комиссии, которой образован Фонд справедливого переустройства, ни Латвийский Национальный энергетический и климатический план не возлагают в обязанность государству закрывать сектор энергетического торфа», - подчеркивает Dienas Bizness. По мнению журнала, это субъективная позиция Министерства охраны среды и регионального развития, желающего получить единоразовое финансирование.