Чувство безопасности есть у 45% респондентов, небезопасности — у 24%.
В целом ощущение безопасности существенно не изменилось по сравнению с данными аналогичного прошлогоднего опроса.
Выраженные отличия обнаруживаются в зависимости от национальности — в безопасности себя чувствуют 51% латышей и всего 36% русских.
Ощущение небезопасности сильнее среди женщин. В целом чувство безопасности есть у 53% мужчин и 38% женщин.
Отличия наблюдаются и в возрастных группах. Чем старше человек, тем сильнее чувство небезопасности.
Между регионами также есть отличия. Безопаснее всего чувствуют себя жители Риги и прилегающих краев, в наименьшей безопасности — жители Курземе.
В ходе опроса респондентам задавался вопрос «Думая о жизни в Латвии вас и ваших близких, как бы вы в целом оценили свое ощущение безопасности?» Опрос проводился с 9 по 15 ноября на выборке в 1003 респондента. Результаты, согласно Norstat, репрезентативны для жителей Латвии, хотя бы раз в неделю использующих Интернет.
Ответ «очень безопасно» выбрали 4% респондентов, «довольно безопасно» — 41%, ощущение небезопасности испытывают в целом 24% отвечавших (причем 5% выбрали «очень небезопасно»). Чуть больше четверти (26%) предпочли нейтральный вариант «и не безопасно, и не небезопасно», 5% затруднились ответить.
В целом — без существенных изменений
Долю общества, ощущающую себя в безопасности, в опросе Norstat можно сравнить данными исследования, проведенного в прошлом году Latvijas fakti по заказу Госканцелярии, указала LSM.lv Иева Берзиня, ведущий научный сотрудни Национальной академии обороны. Год назад с утверждением «ощущаю себя в безопасности, потому что прямой военной угрозы Латвии нет» согласился 41% респондентов.
«Таким образом, можно допустить, что в целом чувство безопасности у жителей Латвии не изменилось, хотя прошлогодний показатель дает информацию только о субъективном ощущении безопасности в отношении внешней угрозы», — сказала Берзиня.
Одновременно она подчеркнула: само понятие безопасности очень широко, поэтому один вопрос об общем ощущении дает только примерное представление о процессах в обществе: «Например, кто-то свое ощущение безопасности оценивает с точки зрения международной безопасности, у другого чувство небезопасности могут вызвать экономические факторы, например, выросшие платежи — коммунальные и по ипотечному кредиту».
Имеет смысл посмотреть на полученные данные в сравнении с другими странами. Например, в 2022 году опрос, организованный МВД Финляндии, показал: 73% жителей страны считали свою жизнь безопасной. Это существенно более высокий показатель, чем в Латвии, что наверняка определяется лучшими показателями уровня жизни, подчеркнула научный сотрудник.
В безопасности себя чувствует только треть латвийских русских
Опрос выявил выраженные отличия в зависимости от национальности.
Так, в безопасности в Латвии себя чувствует 51% латышей («очень безопасно» — 4%, «скорее безопасно» — 47%) и всего 36% русских («очень безопасно» — 4%, «скорее безопасно» — 32%). Результаты респондентов других национальностей (и не латышей, и не русских) гораздо ближе к «русским», чем к «латышским»: 39% («очень безопасно» — 7%, «скорее безопасно» — 32%).
В целом в небезопасности ощущают себя 21% респондентов-латышей, 31% русских и 29% респондентов других национальностей.
«Ответы русских респондентов могут быть одним из указаний на то, что в 2023 году большее значение имеют внутренние социальные, политические и экономические факторы», — предположила Берзиня, подчеркнув, что в прошлогоднем опросе речь шла о прямой военной угрозе Латвии. Русской аудитории на протяжении долгого времени свойственно в большей степени не видеть угрозу в проводимой Россией политике. Это и объясняет большее ощущение безопасности у этой группы респондентов в опросе 2022 года по сравнению с опросом, проведенным по заказу LSM.lv, продолжила она.
В проведенном Академией обороны в 2019 году опросе о крупнейших угрозах латвийское общество обычно называло систему здравоохранения, низкие зарплаты, нехватку рабочих мест и социальных гарантий, сокращение числа жителей, коррупцию, иммиграцию и криминогенную ситуацию, подчеркнула Берзиня. Сейчас же чувство небезопасности в отношении своей жизни может вызвать неконтролируемый прирост расходов.
На вопрос LSM.lv, можно ли утверждать, что две трети латвийских русских не чувствуют себя в безопасности, раз они не выбрали такой ответ, Берзиня ответила, что скорее нет. Причины, по которым часть участников опроса затруднились с ответом или же они ответили нейтрально («и не безопасно, и не небезопасно»), могут быть самыми разными.
В небезопасности чувствует себя почти каждая третья женщина
Значимо также, что ощущение небезопасности сильнее среди женщин: «очень небезопасно» чувствуют себя 6% (против 4% мужчин), а «скорее небезопасно» — 23% (16% у мужчин). В целом в безопасности себя ощущают 53% мужчин и 38% женщин.
«Об отличиях между мужчинами и женщинами трудно говорить без других данных, но в качестве гипотезы могу упомянуть субъективное мужское самоощущение, что он сможет и действовать в случае военной угрозы, и справиться с экономическими проблемами, — допустила Берзиня. — Возможно, женщины чувствуют большую зависимость от внешних обстоятельств, могут быть и [гендерные] различия в уровне доходов. Также, быть может, женщины эмоциональнее воспринимают ответственность за детей и пожилых».
Чем старше — тем сильнее ощущение небезопасности
Похожими могут быть объяснения и отличий в возрастных группах.
«У молодежи может быть большая уверенность в собственных силах, ей в меньшей степени нужно брать ответственность за детей и стариков. Мужчины и молодежь больше связаны с военной службой, соответственно, у них может быть лучшее представление о том, что делать в кризисной ситуации, что и усиливает ощущение безопасности», — сказала Берзиня.
Опрос показал, что чувство небезопасности нарастает с возрастом: чем моложе человек, тем более в большей безопасности в сегодняшней Латвии он себя ощущает, чем старше — тем в большей небезопасности.
В целом об ощущении большей безопасности заявили респонденты из самой молодой из следующей за ней группы (18-29 и 30-39 лет).
Наконец, чаще всего об чувстве безопасности заявляли жители Риги и ближайших к столице краев, а сильнее всего чувствуют небезопасность в Курземе. Впрочем, ответ «очень небезопасно» чаще всего давали жители Риги — 7%.