Ровно 110 лет назад, 25 августа 1906 года (по новому стилю) произошел один из самых кровавых терактов в истории царской России. Трое террористов-смертников, членов партии эсеров взорвали три бомбы в особняке премьер-министра Столыпина на Аптекарском острове Санкт-Петербурга. Главной целью теракта, разумеется, был сам премьер, но он не пострадал, зато погибли 30 человек, не считая самих террористов. Еще 33 человека получили тяжелые ранения, в том числе трехлетний сын Столыпина и его 15-летняя дочь, которая едва не лишилась обеих ног.

Убийцы - Типунков (по кличке "Гриша"), Иванов ("Федя") и Забельшанский ("Француз"), переодетые в жандармскую форму, вошли в дом, неся три тяжелых портфеля со взрывчаткой. Они прошли в приемную и хотели проследовать далее в кабинет премьер-министра, но их остановил адъютант Столыпина генерал-майор Замятин, потребовав предъявить документы и продемонстрировать содержимое портфелей.
Тогда кто-то из террористов привел в действие взрывное устройство, от которого мгновенно детонировали остальные бомбы. Почти все убитые взрывом были простыми посетителями, ожидавшими приема, среди них - четыре женщины и ребенок, пришедший с матерью.
Взрыв на Аптекарском острове был далеко не первым, но он переполнил чашу терпения властей. В России в качестве временной меры были введены военно-полевые суды, которым предписывалось рассматривать в ускоренном порядке дела о терроризме, мятежах и вооруженном бандитизме.
Они получили право действовать за закрытыми дверями, без адвокатов и выносить смертные приговоры, которые приводились в исполнение немедленно. По приговорам этих судов за полгода повесили и расстреляли около 700 преступников, однако, это не помогло, так как зомбированных "великими идеями" фанатиков не пугали ни виселицы, ни пули. И число таких фанатиков не уменьшалось.
В апреле 1907 года военно-полевые суды были отменены, а террор, между тем, продолжался. В том же 1907 году от рук террористов ежедневно погибало в среднем до 18 человек. С 1908 по 1910 год революционеры совершили почти 20 тысяч терактов, политических убийств и покушений на убийства, в которых погибли более 730 офицеров и гражданских чиновников, а также 3050 случайных лиц. А в 1911 году Столыпин пал жертвой очередного, восьмого по счету покушения.
Любопытная деталь: среди группы террористов, готовивших покушение, была и Наталья Климова, дочь рязанского адвоката.
После революции в её честь был назван Наташин парк в Рязани. Когда сегодня мамочки с детьми гуляют по Наташиному парку, то вряд ли представляют, что парк назван в честь террористки.
Пперед терактом полиция накрыла лабораторию эсеров-максималистов. Однако со взрывчаткой товарищам помогли большевики: взрывные снаряды изготовил Владимир Лихтенштадт в динамитной мастерской большевистской «Боевой технической группы» Леонида Красина, которая была оборудована в московской квартире Алексея Пешкова (Горького).
Охраной мастерской руководил Симон Тер-Петросян (Камо).
Красинские же бомбы были также использованы 14 (27) октября 1906 года во время известной экспроприации в Фонарном переулке в Петербурге, где эсерами-максималистами было похищено около 400 тысяч рублей. Значительная часть денег, захваченных в Фонарном переулке, была передана за это большевикам, (равно как и часть сумм, похищенных эсерами в банке Московского Общества Взаимного Кредита в Москве в апреле 1906 года).
"Снаряды нашей конструкции стали пользоваться большим вниманием даже со стороны боевиков с.-р., которые вообще считали монополистами по части изготовления взрывчатых снарядов. Эти снаряды попали каким-то путем к с.-р. максималистам, которые использовали их при взрыве столыпинской дачи.
Снаряды эти были очень большие, кажется, каждый в готовом виде весил около 15-16 фунтов, имел вид большой плоской коробки, удобной для переноски. Чтобы предохранить себя от возможных осечек в момент взрыва, на каждом снаряде было сделано по два ударника; один из них, во всяком случае, достиг бы цели. С.-р. имели только три таких снаряда. Как потом оказалось, было пущено в ход только два, один остался неиспользованным. И, тем не менее, дача Столыпина взлетела на воздух (Сулимов, С. Мастерская бомб. В книге: "Боевая группа при ЦК РСДРП(б)", М-Л. Госуд.Изд. 1927).
Получается, что исполнителями были эсеры-максималисты, а логистику обеспечивали большевики.




Фактически Замятнин спас Столыпина от смерти ценой своей жизни.
Александр Николаевич Замятнин (1857 — 1906) — русский генерал-майор. Адъютант премьер-министра и министра внутренних дел Российской империи П.А. Столыпина. Православный. Из дворян Рязанской губернии.
В 1878 году окончил Николаевское кавалерийское училище, был выпущен корнетом в 11-й драгунский Изюмский полк. Участвовал в Русско-турецкой войне 1877—1878 годов Служил адъютантом командира 11-го армейского корпуса (1881—1883), адъютантом командира Отдельного корпуса жандармов (1883—1896), чиновником особых поручений при министре внутренних дел (1896—1897), штаб-офицером для особых поручений при министре внутренних дел (1897—1905), генералом для особых поручений при министре внутренних дел (1905—1906), заведующим приёмом посетителей при министре внутренних дел.
На момент Замятнину было 48 лет...
При взрыве на Аптекарском острове кроме Замятнина ещё 26 человек погибло на месте, 33 было тяжело ранены; многие из раненых затем скончались. Среди погибших были и беременная женщина, и мать с маленьким ребёнком...
В семье Столыпина были тяжело ранены, но остались живы его трехлетний сын Аркадий и двенадцатилетняя дочь Наталья. Сам Столыпин остался невредим и лишь был забрызган пролетевшей над ним чернильницей. Премьер и находящиеся в кабинете посетители получили ушибы (была сорвана с петель дверь).

Среди погибших при взрыве были:
Хвостов, Сергей Алексеевич - пензенский губернатор.
Князь Шаховской Николай Владимирович, член совета министра внутренних дел.
«…по извлечении из под обломков, он был отправлен на извозчике в Петропавловскую больницу. Но приехав туда и увидев, что врачам надо оказывать помощь более опасно раненым, князь попросил, чтобы его отвезли домой…
Кн. В.Н.Шаховской получил ожоги левой половины лица и кроме того у него было обнаружено кровоизлияние в левом ухе, а также в голени левой ноги. По причине того, что раны князя были сильно загрязнены мусором при падении – у него сделалось заражение крови и, промучившись неделю, 19-го августа он скончался».
Воронин Александр Александрович — церемонимейстер высочайшего двора, д.с.с.
Ходкевич Владимир Николаевич — капитан, офицер по особым поручениям при министре внутренних дел.
Князь Накашидзе Михаил Александрович — штабс-ротмистр Гродненского гусарского лейб-гвардии полка. В чине казачьего подъесаула добровольцем участвовал в русско-японской войне. Инициатор и организатор создания первого бронеавтомобиля для русской армии.
Княгиня Кантакузен Евдокия Артемьевна — 56 лет, вдова, была на приеме у министра с прошением.
Жилевич Аделаида Станиславовна — горничная в доме министра внутренних дел,
Долгулина (или Долгушина) Анна Петровна — крестьянка.
Останкевич Матрена Михайловна — няня детей П. А. Столыпина.
Истомина Ольга Евгеньевна, жена прапорщика запаса — 32 лет.
Владимир — малолетний сын Истоминой («… рука ребенка силой взрыва была оторвана от туловища и найдена в саду»).
Неизвестная женщина на 8 месяце беременности.
Евдокимов Николай — курьер почтового ведомства. Служил на почте курьером около 24 лет.
Стопелиус (или Станюлис) Франц Казимирович — лакей министра (крестьянин Ковенской губернии), 22 лет.
и другие лица.
В 1908 году на месте взрыва был возведён гранитный обелиск, спроектированный архитектором Робертом Марфельдом. Первый камень был заложен 12 августа 1907 лично Петром Аркадьевичем Столыпиным.
В 2006 году памятник был отреставрирован.














