В зрелые годы непросто обрести хороших знакомых, а уж тем более товарищей. Мне повезло: в прошлом году познакомился с собратом по увлечению, которого смело могу называть товарищем.
Александр ФЕЙГИН позвонил мне как журналисту и рассказал о жуткой ситуации в Вакарбулли, где из–за непрофессионализма саперов (когда после взрыва льда несколько лет назад подрезало дюну) гибнут десятки деревьев. Мы встретились, познакомились. Оказалось, что Саша — заядлый рыбак. В мае пригласил меня на рыбалку в Даугавгриву — половить салаку. Никогда прежде не ловил ее. Угостил фирменным блюдом — салакой в маринаде, показал, как готовить. Мы часто созваниваемся, обмениваемся информацией о клеве. Для журналиста такая информация бесценна: сам не объездишь все водоемы, а тут можно рассказать читателям информацию из первых рук…
Каждый по–своему приходит к увлечению рыбалкой. Кто–то с детства — от дедушек и родителей, кто–то — позже, через друзей, знакомых. Мой товарищ стал заядлым рыболовом после 30. Вначале увлекся рыбалкой по открытой воде, затем — со льда. За последнюю благодарит тестя.
— Это было в 1976 году, — вспоминает Фейгин. — Тесть был заядлым рыбаком и уговорил меня выйти на лед. Ну, я и пошел… в одних ботинках. Ловили на Булльупе. С большой глубины таскали ершиков. Замерз, как цуцик, но понравилось…
С тех пор зимнюю рыбалку Александр любит даже больше летней. В советское время 14 лет подряд каждую неделю с декабря по апрель выезжали коллективом на Чудское озеро. Товарищ работал на "Радиотехнике", и на большом предприятии было немало друзей по увлечению. Каждую пятницу для них подавали заводской автобус. Некоторые заядлые рыбаки именно зимой берут отпуск — чтобы отвести душу "на Чуде". Саша и его коллеги вначале собирали отгулы. Работали в выходные, по ночам, а потом брали недельку и уезжали в Мекку тогдашней подледной рыбалки — в Причудье. Ловили на Чудском озере, Псковском.
— На Псковском озере местные варили незабываемую тройную уху. Первым делом вываривали мелочь, а затем в юшку докладывали картофель и куски крупной рыбы — пятисотграммовой. Подружился с ними за эти годы и приезжал туда, как к себе домой, — вспоминает он.
Сегодня в любимые когда–то места ездит редко — последний раз был три года назад.
— Раньше от завода ездили в одно и то же место. Все там изучили — подъезды, глубины. Да и удобно: выезжали от завода, возвращались к нему. А сегодня каждая фирма везет по своему маршруту, — объясняет рыбак.
Поэтому сейчас зимой он ловит в родных пенатах — под Ригой. Чаще всего на Булльупе. Иногда по выходным вместе с друзьями едет на канал Гатес. Зимой Саша пропадает на рыбалке раза четыре в неделю, а порой и чаше. Когда приходит пора менять зимние снасти на весенние и летние, тоже много времени проводит у воды. Летом его излюбленное место — Булльупе, а в мае, когда идет на нерест салака, едет за ней на мол Даугавгривы.
Александр не из тех рыбаков, кому во что бы то ни стало нужно набить садок уловом. Поймал — хорошо, нет — ничего страшного. Ведь рыбалка — это прежде всего общение с природой, с друзьями. А уловы он часто раздает соседям и знакомым.
Белую рыбу практически не ловит. Исключение — вимба. Ее поднимает и зимой — со льда, и по открытой воде. Супруга Галина готовит из вимбы котлеты, фарширует. Но основная рыба моего товарища — окунь. Правда, в этом году в его любимых местах клев плохой — не раз возвращался налегке.
А из самых крупных уловов последних лет запомнился жерех. Попадались и 3–килограммовые. Рыба красивая, но поймать ее сложно: пугливая. Хотя не очень вкусная, и рыбаки предпочитают ее вялить.
Есть удильщики, которым нужна большая компания, есть те, кому, наоборот, — полный покой, ловят в одиночестве. Саша обычно едет на рыбалку с двумя–тремя товарищами. Но "колхоз", как он называет большое скопление удильщиков в одном месте, не для него. Тут уже никакого отдыха у природы не получается. И даже хороший клев не греет.
Жена товарища на рыбалку с мужем не ходит, но рыбу отлично готовит. А вот дети с рыбой вообще на "вы" — не едят.
— Однажды на зимнюю рыбалку взял внука, он хорошо ловил, но не завелся, — смеется товарищ. — Но я привил детям другое хобби — ходить по грибы…
Как только наступает сезон тихой охоты, Александр раздваивается между рыбалкой и грибами: день туда, день за грибами. По грибы часто идет с супругой.
Приходилось ли Александру сталкиваться во время рыбалки с дикими животными?
Очень часто — с лисами. Иногда можно услышать, будто лисы, не боящиеся людей, могут быть больны бешенством. Рыбаки уверены, что к тем, кто подходит к ним за рыбой, это не относится.
— Одна лиса года два подряд выходит на лед Булльупе. Сядет метрах в трех и ждет, когда кинешь рыбу. Дашь — за камыши утаскивает. Еще одна лиса в прошлом году постоянно ждала рыбаков на остановке — когда рыбой угостят. Тощая, жалкая, как бродячая собачонка, — продолжает товарищ.
(Автор этих строк слышал от рыбаков и о знаменитой болдерайской кошке. Она сидела на берегу и караулила поклевку. Когда поплавок тонул — мяукала. Рыбаки могли даже отлучиться: кошка давала сигнал поклевки.)
Меня всегда удивляет возраст собратьев по увлечению. Выглядят гораздо моложе своих лет. Вот и когда Саша мне сказал, что ему 75, я не поверил: задором, энергией спокойно может дать фору молодым. А в чем эликсир его молодости — объяснять излишне. Поэтому тем, кто еще не встал с дивана, не оторвался от компьютера, мы вместе с Александром говорим:
— Ребята, вперед к природе и воде!
Ну и плотвина!
Созвонился на неделе с еще одним коллегой по увлечению — Олегом ПРОНИНЫМ. Тоже ветеран рыбной ловли, уже полвека не расстается с удочкой. Зимой его любимый водоем — Чудское озеро, а сейчас ловит на Даугаве, в центре города — есть там у него свои места.
— Обычно в это время года в активе несколько десятков лещей. Не подлещиков, а лещей — от килограмма до двух с половиной. Но этот год не похож на предыдущие. Взял всего 10 лещей, из них только 6 удалось вывести, — рассказывает Пронин. — То подсак забыл, то сложил, а на последний заброс взяла крупная рыба…
Сами лещи тоже пока не отличаются солидным размером: 1,2–1,5 килограмма. Обычно он ловит летом на опарыш, но в последнее время только на перловку — жарко. И все же на этой неделе установил свой личный рекорд — поймал плотвину на 850 граммов! Были в его улове и два голавля, которые прежде ему на Даугаве ни разу не попадались, — на 500 граммов и 350.
Уха из форели
А я в прошлый выходной решил пройтись по своим форельным местам. Не был там с мая. Уровень воды в реке заметно упал, рыбу искать сложно. Вокруг реки высоченная трава — выше человеческого роста, рыбачить тяжело. И все же свою форель я взял.
Вернувшись, на "шести сотках" решил приготовить уху. Подкопал молодой картошки с огорода, добавил в воду лучок и укроп — тоже оттуда. А вода, в которой варил, была из подземного родника, что недалеко от огорода. Уха получилась мировая.
Хотя бывали у меня уловы и посолиднее — и количеством, и размером, но в этот раз уха была вкуснее. А секрет, я уверен, в добавках, которые растут тут же, на огороде, — картошечке, лучке, укропе. Пусть кто–то на своих участках только стрижет газоны и высаживает цветы, а я считаю, что небольшой урожай для себя тоже нужен. Разве получилась бы без него такая уха?
А возьмите огурцы или помидоры с огорода? Да вы такие за деньги сегодня в Риге не купите! Можно много отдать, но на что нарвешься — никогда не знаешь…
3 сентября 2015. №35