«В соглашении сумма указана так: мы должны выкупить землю в будущем за сумму, которая будет выше, чем кадастровая стоимость. Но насколько выше? То есть если вы подпишите это соглашение, то заплатите столько, сколько они захотят», — указала она.
В письме представители землевладельцев предлагают несколько вариантов выкупа земли под домом. В одном — за кадастровую стоимость, в двух других — за сумму, которая превышает кадастровую стоимость в 2020 году. Однако каждый из вариантов сводится к тому, что сумма аренды, которую жильцам рассчитали и которую они будут платить в следующие — как минимум — 8-9 месяцев, будет зачтена в стоимость выкупа земли, если решение о выкупе будет принято в ближайшие 3 года. Выгодно, считают землевладельцы.
«Мы считаем, что 3 года — это оптимальное время, чтобы принять решение и выкупить дом. Допустим, вчера выкупили землю по домом на Валдемара, 94. Многие в прошлом году выкупали землю. Люди не ждут, чтобы приняли закон об окончании раздельной собственности, и сами выкупают. И это выгодно. Квартира становится на 7% дороже», — отметил Нормунд Шлитке, представитель Pilsētas Zemes dienests.
Но чтобы иметь возможность выкупить землю, частично используя средства от аренды, жильцы должны заключить прямой договор с представителем своего землевладельца, ведь сейчас все расчёты с ними происходят через домоуправа. То есть жильцы перечисляют арендную плату, например, Rīgas namu pārvaldnieks. Но вот между крупнейшим столичным домоуправом и предприятиями, связанными с Шлитке, до сих пор нет договора — то есть средства, которые жильцы перечисляют RNP, там и остаются.
«Господин Шлитке не может договориться с RNP. Спор идет о ставке арендной платы. Шлитке хочет 6 процентов, RNP настаивает на 4. А господину Шлитке деньги, конечно, нужны, и он решил отправить письма. А в письмах совсем не 4%», — заявил Владимир Ткаченко, представитель общества Tauta pret zemes baroniem
«Процент там не рассчитан, там фиксированная плата, которая в среднем составляет 5,9 — 6 процентов. Смотря какой дом», — пояснил Шлитке.
В RNP говорят, что, хотя по их мнению, заключать индивидуальные договоры с землевладельцами закон позволяет, при этом владелец квартиры переплатит в полтора раза.
«Немного больше четырёх процентов — это и есть ставка, по которой среднем заключаются договора с RNP. Мы представляем интересы собственников квартир, и мы заинтересованы в том, чтобы они платили ставку, которую они могут заплатить», — отметил Крист Лейшкалнс, представитель RNP.
В компании также отмечают: большая часть договоров между землевладельцами и домоуправом уже заключена — на ставку ниже 6 процентов. А в числе не заключивших — в основном предприятия, связанные с Нормундом Шлитке.
«Мы занимаемся бизнесом. И не отрицаем этого», - заявил в эфире программы «Точки над i» на LTV7 юрист, представитель землевладельцев Нормунд Шлитке. На принадлежащей его клиентам земле находится примерно пятая часть жилых домов страны.
Как уже сообщалось, акционерные общества Pilsētas zemes dienests, Reversed и Zemes īpašnieku ģilde целенаправленно скупали земельные участки под многоквартирными домами, чтобы затем зарабатывать на сдаче этой земли в аренду квартировладельцам. Впоследствии в сложной ситуации оказалось несколько тысяч квартировладельцев.