Журналисты программы Русского вещания LTV7 «Личное дело» обнаружили нелегальную свалку пластиковых отходов неподалеку от Олайне — на территории механической мастерской. Примерно тысяча тонн пластика незаконно хранится под открытым небом. И очень напоминает сгоревшую в июне свалку в Слоке. Уборка мусора в Олайне вскоре может стать заботой налогоплательщиков.
К теме отходов и свалок особый интерес появился после большого пожара. В начале лета в Слоке на нелегальной, как позже выяснилось, свалке произошел пожар. Тушили долго.
Сейчас о пожаре напоминают обгоревшие деревья и черная земля. Общий объем вывезенного мусора составил 12,5 тысячи тонн. Для этого технике — грузовикам и тракторам — пришлось выполнить 400 рейсов. Нашли и опасные отходы: батарейки, кабели, электронику. На уборку территории государство потратило более 500 тысяч евро.
Свалка в Олайне, или Кандидат на лавры Слоки
Примерно полгектара территории мастерской занимают мешки с разрезанным пластиком и упаковкой, а также пластик, измельченный в хлопья. Лежит давно: через мешки проросла трава, а в некоторых случаях и деревья высотой до метра. На упаковке читается страна происхождения отходов — Дания.
«Личное дело» связалось с владельцами земли. Выяснилось, что мешки с пластиком принадлежат компании Plastex, которая арендует территорию у механической мастерской. Бухгалер компании Ольга Подважук сообщила, что переработанный пластик тут хранится примерно с 2013 года.
«Когда-то давно он хорошо уходил в Китай. В какой-то момент китайцы перестали его брать. Его сложно реализовать. И его очень дорого было вывозить», — сказала бухгалтер.
Выяснилось также, что разрешения категории B, которое необходимо для хранения такой продукции, у компании Plastex нет. Да никогда и не было. Просто фирма сначала привезла на площадку отходы, а потом озаботилась необходимостью оформления разрешения.
По предварительным оценкам, здесь сейчас под открытым небом, на неподготовленной площадке, незаконно хранится около тысячи тонн пластиковых отходов. До 31 октября Госслужба среды дала предприятию время на очистку территории. Но компания Plastex (стоимость — 1 евро, принадлежит некоему Андрису Боже) просит отсрочку. У нее сейчас финансовые трудности.
Кстати, сейчас в Латвии аналогичных этой нелегальных свалок, по подсчетам ведомства, около 30 штук. Правда, не все они с пластиком.
На сгоревшей свалке в Слоке были пластиковые отходы, завезенные из Швеции. На свалке, обнаруженной журналистами в Олайне, — отходы из Дании. Латвия ежегодно импортирует из различных стран сотни тысяч тонн бытовых отходов.
Данные Министерства среды и регионального развития свидетельствуют: количество импортируемых в Латвию отходов растет от года к году.
В прошлом году к нам ввезли 308 000 тонн отходов. За шесть лет — с 2011 по 2016 год — это более 1,5 млн тонн отходов. И если учесть, что на сгоревшей свалке в Слоке хранилось 23 тысячи тонн отходов, то более 1,5 млн — это порядка 70 юрмальских свалок.
Кроме этого, в страну ввозятся опасные отходы. Например, в прошлом году в Латвию ввезли почти три тысячи тонн таких отходов.
В латвийском законе по обслуживанию отходов написано: в страну нельзя импортировать больше отходов, чем она способна переработать. За этим должна следить Государственная служба среды.
В Латвии есть только одно предприятие, у которого есть соответствующая лицензия на сжигание различных отходов — это компания Cemex. Ежегодно она сжигает 100-120 тысяч тонн мусора, в последние годы — все меньше.
В то же время, Латвия экспортирует бытовые и производственные отходы. Из страны в прошлом году вывезли 223 тысячи тонн бытовых и почти 11 тысяч тонн опасных отходов.
То есть количество импортируемого мусора превышает объем того, что вывозится из страны.