Сегодня никого уже не удивляет, что многие звезды эстрады или кино с помощью суррогатных матерей обзаводятся детьми в возрасте, далеком от понятия даже «вторая молодость». Многие спросят: ну и что тут такого? Каждый человек имеет право осуществить свою мечту стать родителем, познать радости и заботы, связанные с рождением и воспитанием ребенка. Однако почему-то способ пополнения семьи посредством суррогатного материнства официально разрешен не во всех странах мира, а компетентные в этом вопросе врачи не спешат продвигать в массы такую технологию становления родителями. Почему? Объясняет Виолета Фодина, врач-гинеколог, репродуктолог.
«За» и «против»
Свое «да» суррогатному материнству сказали Канада, Индия, некоторые штаты США, Австралия, ЮАР, Нидерланды, Россия, Украина, Грузия. Но при этом не все они гарантируют качество этой услуги, если так можно сказать о рождении малыша в «трехстороннем союзе».
Европейское же сообщество врачей -- гинекологов-репродуктологов, следуя определенному кодексу чести и врачебной этики, человеческой природе, сложившимся историческим и религиозным традициям и аспектам европейской культуры, официально не утвердило суррогатное материнство в качестве панацеи для всех без исключения. Всемирной медицинской ассоциацией была даже разработана и принята Брюссельская декларация (1985 г.), запрещающая такое лечение.
Но не потому, что этот вид лечения специалисты этих стран отрицают. Вовсе нет. Но необходимости в его легализации на территории Европы, в том числе и в Латвии, не видят (и поэтому у нас в стране нет разрешающего суррогатное материнство законодательства).
Но почему? Потому что кроме указанных выше причин, а также основного и единственного медицинского показания -- отсутствия матки, потребности в подобном лечении не наблюдается, поскольку преобладающее большинство женщин, обращающихся к специалистам за помощью по проблемам бесплодия, пройдя ряд обследований и современных процедур, физически и физиологически могут, а главное -- хотят родить ребенка самостоятельно.
Это доказано и практикой, и многолетней статистикой, и многочисленными отзывами самих женщин.
Заплатите, распишитесь, получите
США после успешных попыток ЭКО и рождения здоровых детей (а сейчас их во всем мире более трех миллионов) первыми узаконили и суррогатное материнство. И не считают нужным отказываться от этого вида «лечения бесплодия», потому что оно приносит реальные и очень серьезные деньги и клиникам, и агентствам по подбору суррогатных мам.
Вопрос о возможности обзавестись ребенком с помощью суррогатной матери решен в Канаде, Индии, некоторых штатах Америки. Там партнеры, заплатившие за право стать родителями и заключившие с учреждением-гарантом официальный юридический договор, по закону являются родителями своего генетического ребенка, рожденного суррогатной матерью. Несмотря ни на какие побочные обстоятельства.
В Индии, например, суррогатные мамы с момента подтверждения у них беременности и до самых родов проживают на территории специальных центров, получают надлежащий уход, питание, наблюдение и помощь необходимых беременной женщине специалистов.
И рожденный ребенок (со стопроцентной гарантией) попадает к «заказчикам».
Страны «серой зоны»
В ней находятся государства, которые не препятствуют на своей территории использовать третье лицо (т. е. постороннюю семье женщину) для вынашивания чужого ребенка и которые подвели под саму технологию стабильные финансовые рельсы, т. е. по закону берут за нее деньги, как за любую другую услугу. Но они не могут на все сто процентов гарантировать получение новорожденного семьей заказчиков из-за несовершенства законодательной базы в вопросах правового статуса лиц, которые участвуют в этом договоре, по факту усыновления рожденных сурмамами детей и признания родительских прав биологических родителей.
Как это понять? Например, в России будущие родители практически бесправны. Они могут быть зарегистрированы родителями только с согласия женщины, выносившей и родившей для них ребенка.
Если же суррогатная мать, получив деньги и подписав контракт с будущими родителями, против (например, они ей не нравятся) или если во время беременности у нее проснулись сильные материнские чувства к вынашиваемому ею малышу, что часто возможно, и она не хочет отдавать его после родов, ребенок остается у нее. И процесс получения ребенка его биологическими родителями даже через суды может затянуться на долгие годы.
Кроме того, поскольку деньги за услугу суррогатная мать получает поэтапно, существует риск того, что на каком-то из них, исходя из своих меркантильных соображений, она решит прервать беременность -- например, спровоцировав выкидыш. Либо, не считаясь с беременностью, сознательно не станет выполнять предписания врача и не откажется от вредных привычек и контактов. Мол, ребенок не мой, не мне с ним возиться и в случае чего лечить, поэтому живу как хочу и делаю что хочу.
Потому что человеческий фактор и отношение женщины к такой беременности как к вынужденной работе никто не отменял. Ведь не секрет, что многие решившиеся стать суррогатной мамой женщины именно по причине материального неблагополучия готовы предоставить свое тело для вынашивания чужого ребенка.
Большинство этих женщин живут привычной жизнью, ходят на работу и соприкасаются с самыми разными рисками (взять хотя бы сезон гриппа и т. д.). Поэтому отсутствие законов, связанных с суррогатным материнством, способствует развитию самых настоящих преступных коррупционных схем и мошенничества, а сам процесс нередко превращается в банальную торговлю людьми. И поэтому часто иначе как рискованным предприятием обращение к услугам суррогатной матери в «серой зоне» не назвать. Можно и деньги потерять, и ребенка не обрести.
И деньги, надо сказать, немалые: 30-35, а иногда 100 и больше тысяч евро...
Что предлагают в Латвии?
К услугам суррогатной матери обращаются пары, у которых не получилось родить ребенка после нескольких процедур ЭКО (т. е. искусственного оплодотворения). Но, как оказывается, даже в случае явного бесплодия обоих партнеров они имеют шанс стать родителями. И для этого вовсе не нужна суррогатная мама.
Сегодняшние методики с применением современных генетических технологий помогают пациентам при проблемах привычного невынашивания и в случаях неудачной имплантации в матку эмбриона.
Все, что нужно таким пациентам, -- четко определить день, когда возможна «стыковка» эмбриона со слизистой оболочкой матки. Установить это помогает ERA-тест (проверка 238 генов), который выявляет степень готовности слизистой оболочки матки для принятия и закрепления в ней эмбриона в определенный, лучший для женщины период.
А также PGS -- предимплантационный генетический скрининг эмбриона, т. е. исследование эмбриона на все хромосомные отклонения одновременно перед тем, как поместить его в полость матки. Поскольку для ЭКО обычно выращивают несколько эмбрионов, этот анализ позволяет выбрать один или несколько самых здоровых и жизнеспособных.
Этих двух манипуляций, как правило, оказывается достаточно даже для тех пациенток, которые длительно не могли зачать ребенка. У них наступает долгожданная беременность, и они становятся счастливыми мамами.
Какова стоимость этих исследований? Стоимость ERA-теста -- порядка 800 евро, а PGS -- около 2000 евро.
Имеется ли альтернатива суррогатному материнству?
Медицинские технологии непрерывно развиваются, на смену этому методу лечения бесплодия обязательно придет что-то новое. Например, имеется положительный медицинский опыт по пересадке матки не только тем женщинам детородного возраста, которым ее вынужденно удалили из-за онкозаболевания, но и тем, у кого вследствие генетических поломок в организме матка отсутствовала с рождения. Попыток трансплантаций матки в мире насчитывается порядка 12 эпизодов, большая часть которых успешны, и были беременности, и рождены дети.
Но уже появляются и другие, будоражащие воображение идеи. Например, хотя официальной информации об этом пока нет, в медицинских кулуарах уже упорно идут разговоры о создании искусственной матки, с помощью которой будет возможно рождение ребенка вне утробы его матери.
Если такая альтернатива воплотится в жизнь, коррупционные схемы торговли женскими телами и новорожденными отпадут как несостоятельные. А родители таких выношенных искусственными матками детей смогут быть уверены в том, что непременно станут мамой и папой без всяких спекуляций и форс-мажоров со стороны.
Досье
V Брюссельскую декларацию поддержали и разработали законодательство, запрещающее суррогатное материнство, Австрия, Норвегия, Швеция, Франция, Италия, Швейцария, Германия и некоторые штаты Америки.
V Никак юридически не регулируется этот вид лечения бесплодия в Бельгии, Греции, Испании, Финляндии, но фактически имеет место.
V Серьезно ограничен этот вопрос в Дании и Великобритании, некоммерческое суррогатное материнство разрешено в одном из штатов Австралии.
Ирина МАКАРОВА