Профиль Том Апиниса — настоящий. Согласно написанной там информации, он учился в музыкальной школе им. Эмила Дарзиньша, преподавал в Рижской средней школе № 84, женат, есть несколько фотографий с семьей.
А если произошла ошибка и девушка - не воровка? И правильно ли публиковать фотографию несовершеннолетнего, то есть фотографию ребенка?
Здесь нет никакого вопроса, отмечают авторы «Запрещенного приема». Закон о защите прав ребенка гласит:
«Запрещено разглашать лично полученную информацию о ребенке, который стал жертвой, свидетелем преступления или совершил правонарушение, а также такую информацию, которая может нанести вред ребенку сейчас или в будущем».
Но в течение одного дня более 1 000 пользователей поделились этой новостью. Кто-то пишет, что видел эту девочку в своей школе. Кто-то пишет, что знает ее и в комментариях указывает ее имя и фамилию.
По оценкам «Запрещенного приема», эта запись достигла около 100 000 пользователей Facebook в Латвии.
Это гораздо больше, чем если бы изображение девушки было опубликовано во всех латвийских газетах вместе взятых.
Тому был отправлен комментарий и просьба удалить это сообщение из Facebook. Позже это было сделано.
В разговоре с журналистами Том признал, что действовал под влиянием сиюминутных эмоций, подчеркнув, что это была ошибка. Он также осознавал, что мог нарушить закон, поэтому тщательно выбирал фотографии, на которых не было видно лиц других детей. Впрочем, о самой «виновнице» он не подумал.
Еще одним фактором, побудившем Тома написать это сообщение, стали действия полиции. Он попросил свою 19-летнюю дочь сходить в полицию. Из участка она вернулась разочарованной, поскольку полиция не приняла заявление.
Видеозапись, которую предоставила девушка, оказалась неподходящей. Полиции нужен был компакт-диск, которого у нее не было.
Впрочем, на следующий день заявление было принято.
Тому, тем не менее, очень повезло в этой ситуации. Повезло и тем, кто делился новостью. Почему? Хотя девочка и выглядит как подросток, знающие ее люди, опрошенные «Запрещенным приемом», заявили, что ей 19 лет.
Следовательно, «Закон о защите прав ребенка» не был нарушен.
Однако в рамках операции «Суд Линча» программа опубликовала имена, фамилии и фотографии более 300 человек, которые участвовали в «линчевании», распространяя новость. Журналисты надеются, что это послужит уроком для многих людей, и они будут проверять информацию дважды, прежде чем ее распространять.