Лига Лейтане, лектор факультета бизнеса, экономики и управления Латвийского университета называет среднюю арифметическую зарплату жителей нашей страны иллюзией. Эксперт полагает, что средняя зарплата в Латвии на треть меньше, чем нам официально сообщают, пишет "МК-Латвия".
Сколько мы зарабатываем реально?
– В своих публикациях вы пишете, что власти, высчитывая среднюю арифметическую зарплату жителей Латвии, получают на бумаге довольно большую сумму. Ваше предложение – использовать при подсчете показатель медианы. В чем различие?
– При подсчете средней арифметической зарплаты статистика учитывает как ничтожно низкие, так и фантастически высокие зарплаты по стране. Предположим, что в фирме один человек получает миллион евро, а второй – минималку. При арифметическом подсчете у нас получится, что средняя зарплата по фирме – многие тысячи евро.
Время от времени мы иронизируем, что это все равно, что определять среднюю температуру по больнице. Например, один больной уже умер, а у другого 40 градусов, а еще у пяти – норма. Подсчет скажет нам, что у всех больных средняя температура здорового человека. Но на самом-то деле это не так. Результат, который мы получаем таким способом, это в известном смысле иллюзия.
В свою очередь при подсчете медиального показателя отбрасываем как экстремально высокие, так и ненормально низкие зарплаты. В результате получаем более адекватную среднюю зарплату.
– Вы действительно считаете, что истинная средняя зарплата жителей Латвии на треть ниже официальной?
– Да, это так. Например, в 2016 году официальная средняя брутто-зарплата составила 859 евро в месяц, а медиана показала всего 658 евро. Это в 1,3 раза меньше официальных данных, и именно последняя цифра показывает нам, сколько мы объективно зарабатываем.
На руку чиновникам!
– И кому же выгодны сегодняшние арифметические подсчеты средней зарплаты по стране?– Этот арифметический подсчет на руку чиновникам, зарплаты которых подсчитывают согласно Закону о вознаграждении.
Чем выше арифметическая средняя зарплата по стране, тем выше заработная плата таких чиновников.
В то же время в изменении зарплат в общественном и частном секторе появляется интересная тенденция. Сегодня мы видим, что темп роста зарплат в общественном секторе выше, чем в частном. По логике же в государственном секторе зарплата должна быть такой же, как в частной сфере, или даже ниже. Нельзя, чтобы общественный сектор, который содержится за счет ценностей, произведенных частным сектором, наращивал затраты и тратил больше, чем зарабатывают люди, которые производят те самые ценности.
«Стоп-стоп, а где же мои деньги?»
– Самая большая опасность нынешней методики подсчета средней зарплаты по стране заключается в том, что люди видят эти цифры и впадают в непонимание, – считает исследователь. – Стоп-стоп, у меня зарплата такая-то, у соседа – такая, у друга – такая, но кто же тогда получает все эти суперзарплаты? Молодой человек начинает думать, что столько ему и обязаны платить, а работодатель-то не хочет.
И вот приходит главное разочарование – где же эта зарплата? Таким образом мы снова склоняем людей к миграции – люди берут билеты в один конец. Выезд населения из Латвии не останавливается. Молодые люди оканчивают школу – и принимают решение о переезде. Что это значит для экономики? Бремя госрасходов для тех людей, которые остаются, становится все тяжелее.
– А кто еще теряет от нынешнего подсчета средней месячной зарплаты?
– Это люди с маленькими зарплатами, получатели пособий, поскольку их-то доходы не привязаны к средней зарплате по стране. Получается, что где-то в государстве мы распределяем больше денег, где-то меньше, есть у нас более и менее выгодные рабочие места. Например, зарплаты учителей или медиков не привязаны к средней оплате труда по стране (в отличие от зарплат министров. – Прим. ред.). Все эти люди у нас тоже будто на отдельную полочку поставлены и получают деньги по остаточному принципу! Звучит это грубо, но невольно напрашивается вопрос, а кто из работников для государства самый важный: чиновник или врач?
Надо наконец понять, рассматриваем ли мы государство, как общность людей, или же как совокупность сегментов с разными интересами. И можем ли мы вообще развивать свое государство, если не рассматривать его как общность всех жителей. Не думаю, что люди, которые ищут выгоды только для себя, поступают осознанно. Допускаю, что часть из них не изучала экономику и статистику, не понимает порядка вещей и иногда даже не хочет в него верить. Мы же привыкли, что везде кричат: «Средняя арифметическая зарплата!» По этой причине нам и нужна наука об экономике и многие другие науки, которые помогают углубленно разобраться в вопросе, а не оперировать только общепринятыми принципами. Почему вообще нужна наука, если мы используем только примитивные приемы и не хотим смотреть в суть?
Система не справедлива
Никто не знает, сколько мы перерабатываем– Статистика говорит, что в первом квартале 2017 года 41,9% работающих жителей Латвии получали на руки до 450 евро в месяц, 31,6% получали от 450 до 700 евро, 18,2% – от 700 до 1400 евро и только 3,8% зарабатывали больше 1400 евро.
– Но реальная информация о распределении доходов есть только у Службы госдоходов и Государственного агентства социального страхования, которое получает ежемесячные сведения о зарплатах каждого работающего человека и отработанных им часах. Так как в Латвии многие жители работают сразу на нескольких работах, для точного понимания нам нужны аккумулированные данные обо всех занятых лицах.
А данные статистического управления основаны только на знании уровня зарплат на основном месте работы человека, где находится его налоговая книжка. Эту информацию следовало бы упорядочить, чтобы не вышло такого статистического хаоса, как прошлым летом, когда вдруг оказалось, что 30% занятых лиц делают взносы социального страхования с суммы, которая недотягивает даже до минимальной зарплаты.
Так сколько наш человек зарабатывает на одном, втором и третьем рабочем месте? Если бы мы могли ответить на этот вопрос, мы наконец поняли бы, сколько у нас работников и какое количество часов эти люди отрабатывают. Говорят, что в Японии люди работают столько, что умирают от переутомления. А вы когда-нибудь задумывались, что подобное может происходить и с жителями Латвии, ведь показатели смертности у нас не самые блестящие? Может быть, латвийцы тоже перерабатывают? Для того чтобы получить точные данные, я хочу провести отдельное исследование. Ведь информация-то нам доступна, только как мы эту информацию будем обрабатывать и с какой целью использовать? Мы можем все узнать о жителях Латвии. Вопрос, есть ли у нас желание изменить ситуацию, чтобы быстрее развивать государство?
Миллион евро поделили на всех жителей
– Почему вы думаете, что средняя зарплата, рассчитанная по медиане, точнее указала бы нам на уровень благосостояния жителей?
– Если мы хотим знать, сколько действительно получает и сколько работает средний человек, то надо понимать, что картину в статистике очень сильно искажает наличие информации о людях со сверхзарплатами. Например, там имеется зарплата руководителя компани airBaltic – миллион евро в год. Насколько адекватно включать эту зарплату в подсчет среднего заработка по стране? В таком случае давайте еще нескольким жителям поднимем зарплату до миллиона и скорее получим ту среднюю цифру в статистике, которой некоторые так хотят достигнуть.
– Министерство финансов публично объявило, что до 2020 года средняя заработная плата без вычета налогов приблизится к 1000 евро.
– Можно поставить себе цель достичь значения в 1000 и даже в 2000 евро, но вопрос, насколько это достоверные данные. Мы же в государстве принимаем решения, основываясь на данных. Так указывают ли эти данные на реальные тенденции, касающиеся большинства жителей страны?
LVportals.lv